Профессиональная компетентность содержит:
- управленческую компетентность, включающую теоретические и практические знания или социальный опыт;
- психолого-педагогическую компетентность, которая складывается на основе знаний психологии и педагогики [2, с.255].
Профессионализм – это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.
Анализ исследований по этой проблеме позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника [14].
Объективные показатели – это насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику. Это решение проблем клиента, оказание помощи, профессиональные знания и умения, осуществление посреднической миссии между клиентом и государственными структурами, умение быть организатором, координатором.
Субъективные показатели – это насколько профессия соответствует требованиям личности, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью.
Таким образом, профессионального социального работника характеризует высокая эффективность труда в сочетании с внутренним желанием оставаться в профессии.
Субъективным показателем профессионализма является его устойчивая профессионально-гуманистическая направленность;
- процессуально-результативные показатели – это достижение личностно желаемых результатов в труде. Критериями эффективности деятельности социального работника может быть: анализ состояния проблем клиента и результатов их решения, оценка социально-психологической обстановки или микроклимата в социуме;
- процессуальные показатели – использование современных социальных методов, приемов, технологий;
- нормативно-этические показатели – насколько усвоил социальный работник принципы профессии, умеет соблюдать честь и достоинство профессии;
- показатели наличного базиса – это уровень профессионализма личности, знания, умения, качества личности;
- прогностические показатели – умение видеть перспективы роста, профессионального развития;
- показатели профессиональной обучаемости – стремление к повышению уровня профессиональной квалификации;
- показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе – умение заинтересовать общество результатами своего труда;
- технологические показатели – это личностно-технологический показатель специалиста по социальной работе, контроль и самоконтроль результатов деятельности;
- показатели инновационного характера – это новаторство, творчество в применении различных технологий.
Нововведения или инновационные показатели делятся на:
- модифицирующие (обновление технологии социальной работы);
- комбинаторные – личностный подход социального работника, различные методы, приемы;
- радикальные – изменения подхода в связи с требованиями времени и конкретной ситуацией.
Показателями профессионализма социального работника являются:
- профессиональная объективность и нейтралитет, чтобы не потерять объективность в отношениях, заинтересованность в решении проблемы клиента;
- предвидение, активизация и использование возможностей самого клиента – научить клиента использовать собственные жизненные ресурсы;
- качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом – т.е. между социальным работником и клиентом складывается качественно эффективный уровень взаимоотношений, где социальный работник умеет отстоять активную линию своего поведения.
Похожие статьи:
История заселения русскими Северного Кавказа
Государственная политика России на Кавказе в XVI-XVII вв. способствовала усилению ее влияния в регионе, развитию политических и экономических связей. Это сопровождалось, как и в других регионах Российской империи, нарастанием центробежных ...
Главные цели и приоритетные
направления преобразований
Главным вопросом, требующим решения является преодоление отчуждения людей от власти, повышение степени доверия и участия каждого в принятии решений касающихся вопросов местного сообщества.
Также абсолютно равнозначна проблема повышения и ...
Цели, целеполагание и их функции в социальном развитии
Научный анализ социального развития предполагает исследование категории "цель", выявление ее места в механизме движения общества. Цели играют важную роль в деятельности людей, пронизывая общественную практику как внутренний зако ...
|