Методы работы социального педагога по профилактике наркомании
Страница 4
Материалы и статьи » Профилактика наркомании » Методы работы социального педагога по профилактике наркомании

6. Тренинг поведения и психодрама.

Наиболее существенно повышают эффективность социально-психологического тренинга следующие факторы.

Групповой характер занятий. Невозможно научиться общаться, не общаясь. Какую бы идеальную модель собственного поведения ни построил человек наедине с собой, другие всегда будут «мешать» ему воплотить ее в жизнь, если это поведение не является естественным, привычным именно в присутствии других людей.

Вариативность. Возможность попробовать разные варианты поведения в одной и той же ситуации, что практически не удается сделать в реальной жизни. Увидеть, а точнее почувствовать по реакции окружающих, какие слова, манера обращения, интонация являются наиболее эффективными, позволяющими добиться цели и заслужить одобрение.

Повторяемость. Наиболее удачный способ общения в конкретной ситуации может быть закреплен многократным повторением при эмоциональной поддержке членов группы и при желании доведен до автоматизма.

Многовариантность выбора. Поскольку одна и та же ситуация проигрывается разными людьми, человек имеет возможность наблюдать наиболее удачные формы общения, найденные другими участниками группы, и воспользоваться опытом, анализируя и заимствуя определенные нюансы коммуникативного поведения.

Особый эмоциональный фон. У человека во время таких занятий создается некоторая освобожденность от множества эмоций, порождаемых различными жизненными заботами.

7. Методы опроса психолого-педагогического исследования представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди - непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Широкое применение методов опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно и дешево.

Среди недостатков методов опроса можно указать следующие, во-первых, - субъективность получаемой информации: респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них; во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности, интерпретации данных; в-третьих, необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.

Методы опроса в психолого-педагогических исследованиях

применяются в следующих формах: в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса), экспертного опроса, тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса), а также с использованием социометрии, позволяющей на основе опроса выявить межличностные отношения в группе людей. Кратко охарактеризуем каждый из указанных методов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи: