Основные подходы к образованию
Страница 2
Материалы и статьи » Основные подходы к образованию » Основные подходы к образованию

Все классики, начиная с древних времен, акцентировали внимание в своих теориях образования и воспитания на развивающем индивидуально – личностном их характере. Вместе с тем, образование должно быть наполнено социальным содержанием. Если взять школу или класс, представляющий собой как бы социальный организм, то в нем можно наметить «позиции»: социальная активность (активное участие в жизни класса, их активность переходит на других); социальная пассивность (нужно приложить усилие, что бы заставить работать); псевдосоциальная активность (человек под видом заботы об общем занят устройством своих дел); антисоциальная активность (скучающие ученики и не могут чем-нибудь заняться, стараются тогда всему помешать и всё спутать).

Каждый ученик таков, как определяется его активность всей окружающей социальной ситуацией. Этот мотив социальной органичности и индивидуальности должен быть принят во внимание и использован в практике воспитания.

В последнее время социальное направление педагогики начинает изучать природу класса, сознавая всю важность этого вопроса в регуляции педагогического процесса. Педагогический процесс нельзя понимать только как обучение. Немецкий философ И. Гербарт (1776-1841 г.г.) говорил о «воспитывающем обучении», что очень тесно связано с современным преобладанием интеллектуализма. То есть единственный верный путь воздействия на душу ребенка – это область интеллекта. Организуя умственную жизнь ребенка, мы тем самым, воспитываем его. «…задача педагога – научить детей жить их детской жизнью» - педагог-просветитель С.Т. Шацкий («Годы исканий». При правильной постановке задачи обучения, дети оказываются по-настоящему заинтересованными и вовлеченными в педагогический процесс.

Еще Платон указывал на то, что каждый человек хранит идеи в себе, так что ничего нельзя вложить в человека, кроме того, что уже у него есть. Усвоение всякого побочного материала (в кружках, на дополнительных занятиях по интересам и т.д.), происходит иногда гораздо успешней, чем основного. Здесь первенствующую роль играет добровольный интерес. Педагогика не есть техника, но – творческая работа.

Успех обучения зависит от умения преподавателя определить соотношение между чувственным и смысловым материалом, приняв во внимание уровень развития учеников. Без чувственной стороны у детей нет интереса, без усвоения смысловой стороны – нет воспитания и развития ума.

Научная педагогика была, есть и остается философией образования. В системе педагогики вопрос о цели воспитания является главным. Нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания. Все учебные заведения (школы, училища, техникумы, институты) – есть виды социальной структуры включающие в себя: 1. Структура иерархическая, т.е. кто стоит выше, кто-то ниже. 2. Кооперация, т.е. сотрудничество. 3. Противопоставление одних другим, открытое и постоянное соперничество, т.е. борьба.

Иерархическая структура может покоиться на авторитете. Явление авторитета, одно из самых продуктивных социальных отношений, имеет громадное значение для умственной жизни и творчества. Но даже при наличии силы авторитета нельзя определить, во что она обратится. Это всецело зависит от обеих сторон, составляющих авторитет: высшей – учителя, и низшей – обучаемого. Присутствие авторитета, дающее опору и чувство уверенности ученику, влияет коренным образом на всю его установку. Это явление объясняет творческое значение авторитета, оно поднимает обучаемого на более высокий уровень, вызывает развитие, создает творческий скачок. В этой стимуляции творческих сил и заключается педагогическая ценность авторитета.

Ещё К.Д. Ушинский писал: «Личность может воспитать только личность». В настоящее время в наличии имеется большой арсенал методик, различных научных разработок и исследовательских работ, которые позволяют повысить профессионализм преподавателя. Необходимо осознать, что общая культура личности преподавателя есть та основа, на которой и строится любая воспитательная, общепедагогическая технология. «Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: механистичности, рутинности, банальности». (А. Дистервег).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Социальные изменения
Социальное изменение — появление новых черт и элементов в социальных структурах и системах социальных взаимодействий. Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого време ...

Проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения России
Анализ показывает, что главные проблемы социально сферы России в настоящее время связаны с адаптацией населения к новым социально-экономическим условиям. Причем они неодинаковы для различных слоев и групп. Для экономически активных гражда ...

План социального развития.
Мотивация работников ведомственной охраны проявляется и в уверенности людей в завтрашнем дне, ощущении социальной защищённости в разделах Коллективного договора, в Положении об оказании материальной помощи, выделении путёвок на оздоровлен ...