Основные подходы к образованию
Страница 8
Материалы и статьи » Основные подходы к образованию » Основные подходы к образованию

В рамках экономического подхода к образованию, образование рассматривается как один из важнейших социально-экономических ресурсов развития, как общества, так и личности. Повышение образовательного уровня работников влияет на рост общественной и индивидуальной производительности труда.

Известно, что впервые вопросы экономики образования были подняты ещё во второй половине XVIII века А. Смитом и Д. Стюартом. А. Смит приравнивал человека, получившего образование и затратившего на это много труда и времени, к одной из самых дорогих машин.

Суть экономического подхода к образованию в лаконичной форме может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования: 1. Как экономика общества влияет на образование, включая его в систему финансово-экономических отношений. 2. Какова экономическая эффективность образования. 3. Как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом.

На экономический подход к образованию в XX веке оказали наибольшее влияние два ведущих направления мировой экономической мысли: 1. Неоклассическое (представители направления считали, что образование подчиняется действию свободных рыночных механизмов, а государство создает лишь необходимые условия для этого, и не должно активно вмешиваться в сферу образования, потому что: а) Подавляет конкуренцию производителей образовательных услуг; б) Нарушает тем самым принцип социальной справедливости в сфере образования). 2. Кейсианское направление (его представители наоборот считают, что государство должно взять под контроль образование и его экономику. Свою точку зрения они обосновывают тем, что каждый конкретный человек может не осознавать в полной мере своих личных и общественных интересов, и это мешает развитию образования как производственного процесса).

В настоящее время происходит определенная интеграция двух этих направлений.

Составной частью экономического подхода к образованию является разработка образовательного маркетинга. Выявление потребности в образовательных услугах, их потребителей, заставляет конкурировать производителей этих услуг. Следовательно, подлинным хозяином на рынке образовательных услуг становится потребитель. Смысл экономического подхода к образованию в современном обществе состоит в том, чтобы показать необходимость ограниченного вмешательства государства в отраслевую экономику образования. Эта необходимость вызвана наличием у государства определенных экономических ресурсов, которые оно в состоянии направить на реализацию ряда программ развития образования.

Таким образом, цель экономического подхода состоит в том, чтобы показать разумные возможности и рациональные пропорции в сочетании свободного рынка образовательных услуг с механизмами государственного регулирования сферы образования в интересах потребителей этих услуг.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Похожие статьи:

Пять пародоксов национального самосознания белорусов
По этому поводу в научных, околонаучных и квазинаучных кругах представлен широкий спектр мнений, полюсные точки которого можно определить как: 1)"О каких белорусах теперь можно говорить, когда этот, с позволения сказать, народ не им ...

Теоретико-методологические аспекты социального прогнозирования. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования
Прогнозирование – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего, о нахождении многовариантных альтернатив изменения будущего, которое носит вероятностный характер. Прогностика (футурология) – научн ...

Концепции лидерского поведения.
Никакие нравственные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе не превращают политического деятеля в лидера. Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это проблема его собственного обучения и воспитания. Уме ...