Образование – как показатель социальной защиты населения
Страница 1
Материалы и статьи » Социальная защита в Республике Башкортостан » Образование – как показатель социальной защиты населения

В нашей республике растет сеть новых общеобразовательных учреждений. Большое внимание уделяется вариативности образования - все больше создается инновационных школ, где идет обучение по особым программам. На 1.09.2008 г. работали 68 гимназий, 47 лицеев, 200 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 31 колледж. Сокращение числа общеобразовательных школ связано с закрытием малокомплектных начальных школ. Однако ощущается нехватка общеобразовательных школ, особенно в г. Уфе, в связи с чем учащиеся вынуждены заниматься во вторую и третью смены. По данному показателю наша республики занимает одно из первых мест по Уральскому региону.

Растет доля республиканского компонента в учебных программах, учитывающего местные особенности. Обучение детей в дневных общеобразовательных школах ведется на языках многочисленных народов, населяющих нашу республику. Кроме того, функционируют воскресные национальные школы. Все это способствует сохранению и приумножению культурного наследия народов.

Продолжается реформирование системы высшего и среднего специального образования. Пять вузов республики имеют статус университета, почти треть средних учебных заведений имеет статус колледжа, которые ориентированы на подготовку специалистов с повышенным уровнем квалификации./36/

Появляются негосударственные учебные заведения, которые готовят специалистов высокой квалификации в новых областях деятельности, имеющих место в условиях формирования рыночных отношений. Реформа системы образования во многом сдерживается финансовыми трудностями. Поэтому довольно часто в последнее время для учреждений образования характерен элемент платности за отдельные услуги: плата за внеаудиторные занятия, факультативные курсы и консультации, за обучение иностранным языкам. Расходы на учебники, питание, транспорт и жилье, которые ранее субсидировались государством, в основном ложатся на плечи студентов.

Таким образом, в условиях резко снижающегося душевого дохода, семьи вынуждены нести дополнительные расходы на обучение детей. В результате дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения желаемого образования, что также способствует усилению социального неравенства./53/

Таблица 4. Система образования Республики Башкортостан

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Число дошкольных

учреждений, ед.

2522

2405

2335

2218

2118

2020

1986

Численность детей, чел.

256680

182200

170300

156800

148500

141100

141400

Число общеобразовательных школ, ед

3206

3334

3346

3322

3279

3265

3268

Число средних специальных уч. заведений, ед.

72

76

76

75

75

77

76

Численность учащихся средних специальных уч. заведений, чел.

63664

63543

66400

68900

71900

77300

81900

Число высших учеб. заведений, ед.

9

11

11

11

11

11

11

Численность студентов, чел.

53247

51600

55100

60300

66500

76200

88900

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Сущность теории социальной работы в системе наук
Социальная работа как область научного познания проходит ряд стадий развития. Оформившись как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине, она конституирует бедность и нищенство, обосновывая их как тезис общественной необходи ...

Наблюдение как метод сбора социологической информации
Непосредственное наблюдение за поведением людей в определенной ситуации и сразу фиксация результатов. От обыденного научное наблюдение отличается тем, что оно подчинено ясной исследовательской задаче, планируется по заранее обдуманной пр ...

Предмет и объект социологии управления
Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели. Часто эквивалентом термина «социология» управления употребляется тер ...