История развития социальных отношений в России
Страница 1

История возникновения, становления и развитие социальных отношений уходит своими корнями в глубь веков. Социальные отношения имеют предпосылки своего возникновения в том, что существование человеческого общества невозможно без взаимной поддержки, оказываемой людьми в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, смерть близких), в преодолении жизненных трудностей, защите социально слабых, в усилиях по разрешению личных кризисов и конфликтов и многое другое.

История свидетельствует, что в России существует почти тысячелетняя традиция социальной поддержки. Известный ученый С.М. Соловьев отмечал, что, в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также пленным, которые по прошествии определенного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей»[6].

В основе модели отечественного социального обеспечения лежит идея соборности, которая в литературе трактуется как «социальность, как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как-то, в жертву чему должно быть принесено решительно все[7].

Начиная с князя Владимира Святого, т.е. с принятием в 988 году христианства, на Руси было глубоко воспринято учение Христа, обращенное к душе человека и призывающее человека заботится о ближнем, быть милосердными.

В 996 году князь Владимир издает устав (закон), по которому общественное призрение поручалось попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур. Этот законодательный акт придал благотворительной деятельности сравнительно организованный характер.

Кроме этого князь Владимир учреждает училища для детей знатных, среднего состояния и убогих людей, создает богадельни, странноприимные дома, учреждает народные празднества, заботясь при этом прежде всего о «прокормлении» убогих, странных, сирот и вдовиц, раздавая им всякую милостыню. Есть косвенные свидетельства о том, что при Владимире Святом были учреждены первые на Руси больницы[8]. Эта деятельность постепенно становится постоянной для княжеской власти и духовенства и принимала все более целенаправленный и организованный характер.

В Х веке происходит возникновение института нищелюбия, отождествлявшегося с человеколюбием и довольно длительное время просуществовавшего. «…Нищенство считалось на Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практическим институтом общественного благонравия. Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека[9].

Князь Ярослав своей «Русской Правдой» стал автором первого славянского закона, включавшего в себя подобие социальной программы. «Русская Правда» стала основой всех последующих сводов законов, что с самого начала утвердило в российской юридической практике основы социальной политики.

После Владимира Святого больше других нищелюбием прославился Владимир Мономах.

Необходимо отметить, что « никогда впоследствии, в течении все остальной нашей истории, на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древний период княжеской власти»[10]. Довольно активно развивавшаяся в Киевской Руси практика общественного призрения была прервана татаро-монгольским нашествием. И хотя в этот период удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки[11], в новых исторических условиях на первый план выдвигается Русская Православная Церковь, ставшая единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей – убогих, престарелых и нищих. С тех пор она сохраняет эти традиции и в разные периоды нашей истории оказывает социальную помощь обездоленным[12]. В эти и последующие века формируются такие понятия, как «презрение», «милование», «милостыня», «милосердие». «Милость, – пишет Св. Тихон Задонский, – есть плод любви неотлучной всегда с нею сопряженной, как теплота с огнем, и как огнь в теплоту, так любовь милость издает».

В царствовании Ивана Грозного идея развитой государственной системы общественного призрения получила практическую реализацию: в указе «О милостыне» ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить питанием и одеждой.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи: