Проблема мотивации волонтерства в психологии и социологии. Определение содержания понятия "мотивация"
Страница 3
Материалы и статьи » Мотивация волонтеров (на материале исследования мотивации волонтеров Кризисного центра г. Апатиты) » Проблема мотивации волонтерства в психологии и социологии. Определение содержания понятия "мотивация"

Российский специалист по менеджменту Н.В. Ходырева в своей работе "Менеджмент в некоммерческих организациях", также рассматривает одну из теорий мотивации: "Иерархическую" схему А. Маслоу дополнил Ф. Мак-Клелланд, введя понятия потребностей во власти, успехе и причастности . Таким образом, эта теория делает упор на потребности высших уровней: потребность власти – это желание воздействовать на других людей. Люди с такой потребностью чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, отстаивающие свои первоначальные позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуют к себе повышенного внимания . Их часто привлекает управление, так как оно дает возможность проявить и реализовать себя" [45, с. 459] . Автор добавляет, что потребность успеха (достижения) удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Такие люди рискуют умеренно, любят брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. [45, с. 460]. Ходырева также, интерпретируя Мак-Клелланда, пишет: "люди с потребностью в причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим . Эти люди будут привлечены такой работой, которая дает им возможность общения" [45, с. 460].

"Ф. Герцберг во второй половине 50-х годов предложил модель мотивации, выделив две группы факторов: 1) гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой; 2) факторы мотивации (внутренние, присущие самой работе). К первой группе относятся: достаточная заработная плата; уважительное отношение начальника; нормальные взаимоотношения в коллективе. Эти факторы, если они достаточны, всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности у работника, но сами по себе они не являются факторами-мотиваторами . Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов (вторая группа): ощущение успеха, признание со стороны окружающих, рост возможностей (возможность делового и творческого роста)" [12, с. 278]. "Рассмотренные теории сосредотачивают внимание на факторах, которые побуждают действовать и стимулируют деятельность" [12, с. 278].

Г.Б. Казначесвкая также говорит о другой группе теорий - "процессуальные теории": "Данная группа теорий ориентирована на процесс и концентрирует внимание на выборе поведения, которое зависит от возможности достижения цели и способно привести к желаемым результатам . Теории процесса утверждают, что люди оценивают различные виды поведения через результаты, которые, по их мнению, можно получить. Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется только ими, а еще и восприятиями и ожиданиями, связанными с данной ситуацией, и возможными последствиями выбранного человеком типа поведения" [12]. Казначевская выделяет наиболее известные теории процесса: "теория ожиданий; теория справедливости (теория равенства); модель Портера-Лоулера. Теория ожиданий пытается сосредоточить внимание на том, почему люди выбирают определенную линию поведения, и объяснить такой выбор. (Данная теория ассоциируется в работами Виктора Врума). Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели . Следует иметь ввиду, что люди имеют различные потребности и конкретное вознаграждение оценивают по-разному" [12, с. 301]. Также автор выделяет "теорию справедливости". В рамках данной теории предполагается, что люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с тем, что получили другие сотрудники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к психологическому напряжению. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затраченные усилия [12]. "Модель Портера-Лоулера является комплексной процессуальной теорией мотивации, включающей элементы теории ожиданий и теории справедливости" [12, с. 301].

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Типы стратификационных систем
Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой. В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: - р ...

Проблемы в студенческой субкультуре
Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систем ...

Основные требования к разработке программы
В любом серьезном и самостоятельном исследовании все начинается с программы. Это стратегический план проведения исследования. Тщательно разработанная программа - гарантия успеха всего исследования. В идеальном варианте программа теоретик ...