Основные процедуры контент-анализа
Материалы и статьи » Контент-анализ и его процедура » Основные процедуры контент-анализа

Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть[2]:

· понятия, выраженные в отдельных терминах;

· темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.;

· имена, фамилии людей;

· события, факты и т.п.;

· смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

· физическая протяженность текстов;

· площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

· число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

· длительность трансляции по радио или ТВ;

· метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

· количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются[3]:

· классификатор контент-анализа,

· протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,

· регистрационная карточка или кодировальная матрица,

· инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,

· каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.


Похожие статьи:

Индикаторы уровня жизни
Интегральными индикаторами уровня жизни являются [17, с.54]: - реальные доходы на душу населения; - реальная заработная плата; - поступления доходов от вторичной занятости; - от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивид ...

Правовой менталитет белорусского общества
Правосознание белорусского общества конца 20 в. отличалось полярностью мнений, оценок правовых ориентаций, когда одновременно сочетались разнородные и часто парадоксально противоречивые взгляды, ценности, идеи относительно феномена права ...

Развитие трехуровневой системы предоставления услуг.
В зависимости от способностей и возможностей граждан в перспективе вероятно появление трех уровней предоставления услуг. Примером первого уровня являются информационные киоски по типу тех, которые используются в Португалии. Они позволяют ...