Социально-технологическая культура управленческого труда.
Страница 1
Материалы и статьи » Социология в системе гуманитарных наук » Социально-технологическая культура управленческого труда.

Социальная макросреда в целом является наиболее радикальным фактором стимуляции развития культуры управления. Но исследования показывают, что труднее всего даются попытки создать надежные переправы от эмоциональных сфер сознания человека к тем его сферам, которые непосредственно управляют деятельностным (а не вербальным) его поведением. Ключ к пониманию механизмов этой сферы сознания следует искать в социальной микросреде, т.е. в коллективе, семье и других малых социальных группах.

Трудовой коллектив является непосредственной средой формирования основных психологических характеристик личности, а мнение коллектива служит важным регулятором ее поведения, установок и ценностных ориентаций. Согласно данным социологических исследований, коллектив уступает только семье по степени влияния на формирование духовно-нравственного облика людей.

Развитие личных контактов неизбежно приводит к тому, что в малых социальных группах (первичных коллективах) образуются один или несколько центров притяжения и подражания. Ими становятся люди, которые по отдельным или многим личным качествам превосходят остальных. Таких членов группы принято называть лидерами. Лидеры могут быть универсальными, т.е. способными сохранять превосходство над остальными членами группы в большинстве случаев, и ситуативными, которые имеют авторитет лишь в отдельных видах деятельности. Например: в рамках своей профессии, в учебе, спорте, искусстве, во время культурных мероприятий, в дружеских компаниях и т.д. Система лидеров, взаимоотношения между ними в значительной степени определяют социально-психологический климат коллектива.

Психологи установили, что неформальная группа с одним универсальным лидером, как правило, не превышает 7–9 человек. Если первичный коллектив насчитывает больше членов, то они неизбежно распределяются по нескольким неформальным группам. В случае, когда неофициальные отношения в группе нацелены на решение задач, стоящих перед всем коллективом, взаимный психологический настрой людей порождает морально-психологическую интеграцию, соответствующую интересам предприятия, общества. Если же группа начинает вырабатывать собственные корпоративные установки и нормы поведения, ставит перед собой цели, противоречащие целям общества и основного коллектива, то неофициальные отношения начинают играть отрицательную роль, что неизбежно приводит к противоречиям между официальной и неофициальной структурами, рано или поздно выливающимся в конфликт.

Однако чаще бывает так, что официальная структура плохо работает из-за формализма или некомпетентности руководителей. Это также приводит к возникновению противоречий и конфликтам, но в условиях демократизации общества такие конфликты имеют больше шансов на своевременное разрешение.

Идеальным решением проблемы является полное слияние формальной и неформальной структур первичного коллектива. Правильный подбор кандидатур и подлинно демократические выборы руководителей первичных коллективов позволяют неформальным лидерам возглавить формальную структуру, тем самым снимается главное противоречие между официальной и неофициальной структурами взаимоотношений в коллективе. Если первичный коллектив возглавляет тот, кто лучше умеет организовать дело, позитивное действие социально-психологического фактора управления начинает сказываться немедленно и продолжает безотказно действовать до тех пор, пока сохраняется абсолютное доверие членов коллектива своему лидеру-руководителю.

Полное слияние личного и группового интереса наблюдается также в небольших корпорациях, вырастающих из неформальных объединений. Поскольку требования группы здесь вполне определенны и доступны пониманию каждого, личность быстро подстраивается к ним. Степень такой подстройки легко наблюдается и контролируется группой, а отдельные несоответствия устраняются в диссипативном режиме. В принципе такое возможно и иногда происходит в официальных структурах государственной формы собственности, но там это труднее осуществить из-за незавершенности реформ в сфере экономических отношений и системы их правовой регуляции.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Панельный опрос экспертов
Следующую задачу – определение значимости социальных целей исследуемого объекта следует рассматривать в плане решения социальных проблем. Последние ранжируют по степени важности и актуальности, но теперь уже в диалектической взаимосвязи с ...

Прогнозные расчеты показателей социального развития
Важнейшей социально-экономической категорией, определяющей народное благосостояние, является уровень жизни. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей и уровня ...

Операционализация
Процесс операционализации предполагает интерпретацию понятий и непосредственно операционализацию. Интерпретации подлежат следующие понятия: Воспитание – целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм ...