Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути
Страница 1
Материалы и статьи » Социальная работа с молодежью в службах занятости » Ценности жизни молодежи в контексте жизненного пути

Для начала нам необходимо определить понятие «жизненный путь», рассмотреть некоторые теоретические аспекты этого понятия. Концепция жизненного пути сменила биографический подход и в течение последних 30 лет утверждается в роли исследовательской парадигмы, которая связывает изменения в жизни человека и изменения в обществе. «Отказавшись от устаревших концепций социализации, парадигма жизненного пути приобрела междисциплинарный характер, границы своей проблематики и соответствующие методы»[10]. Ее значение достаточно велико, так как «парадигма жизненного пути предполагает понимание времени как социальной категории»[11].

Такие известные психологи как С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев сформулировали основные принципы изучения личности в процессе жизнедеятельности. Это прежде всего принцип историзма, где включение личности в историческое время позволяет рассматривать биографию как ее личностную историю. Кроме того, это генетический подход, дающий возможность выделить разные основания для определения этапов, ступеней ее развития в жизни. И, наконец, это принцип связи развития и жизненного движения личности с ее трудовой деятельностью, общением и познанием. Б.Г.Ананьев дал глубокий анализ проблемы жизненного пути,

а также на основе собственных исследований предпринял попытку интегрирования природных, возрастных и социально-психологических изменений личности. Б.Г.Ананьев, как и Ш.Блюхер, стремился интегрировать биографический и онтогенетический аспекты жизненного пути. Однако если в теории Ш.Блюхера в центре внимания оказались особенности жизни индивидуальной истории личности, как истории ее самовыражения, то в центре концентрации Б.Г.Ананьева – особенности типичной для всех людей биографии. Выделенные Б.Г.Ананьевым этапы в жизни человека, использованные для характеристики каждого возраста (выбор профессии, создание семьи и т.д.), представляют собой скорее социально-психологические и социологические характеристики личности. Индивидуальный аспект жизненного пути отодвинулся на задний план, хотя Б.Г.Ананьева очень интересовала проблема индивидуальности. Таким образом, центральной единицей анализа жизненного пути в концепции Б.Г.Ананьева оказался возраст. Разработанная концепция личности как субъекта жизненного пути С.Л.Рубинштейном рассматривает не только зависимость личности от жизни, но и зависимость жизни от личности: жизненная периодизация, события, структуры рассматриваются как зависимые от личности. Концепция субъекта жизненного пути решает проблему о том, как соединить индивидуально-биографический и социально-типические подходы к изучению личности.

Обобщая выше сказанное, отметим, что в концепции жизненного пути особую роль играет возраст. С течением времени, с изменением возраста человека у него меняются жизненные ценности, ориентиры, приоритеты. Молодежь – это возрастная группа, находящаяся на этапе формирования наиболее важных жизненных ориентиров, планов на будущее, и этот этап является одним из основополагающих на протяжении всего жизненного пути. А вместе с тем, это «одна из наиболее дискриминируемых социальных групп, нерешенность жизненных проблем которой сегодня, с неизбежностью обернется катастрофическими последствиями для всего общества завтра»[12]. В связи с этим, весьма актуальными являются исследования ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи, нового поколения, от которого зависит будущее нашей страны.

Определим, что же такое «ценности». «Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности — это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ»[13].

По мнению экспертов-социологов, молодежи как единой группы не существует. «Современную молодежь отличает высокая дифференциация, – говорит заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН Юлия Зубок. – По сути, как единой группы ее не существует, она расслоена, и, прежде всего, по материальному положению. По этой причине у различных групп молодежи возникают свои жизненные миры, интересы и ценностные ориентации. И, кстати, говорить о единой молодежной культуре тоже нельзя».

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи: