Особенности профессионального самоопределения молодежи
Страница 2
Материалы и статьи » Социальная работа с молодежью в службах занятости » Особенности профессионального самоопределения молодежи

Процесс профессионального самоопределения может определяться различными факторами. Шалавина Т.И. в статье «Рыночные отношения и подготовка учащейся молодежи к профессиональному самоопределению» выделяет следующие его факторы.Одним из наиболее важных факторов, определяющим формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация отношений в обществе. По существу происходит замена профессиональной карьеры – предпринимательской, что в свою очередь может блокировать возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. У молодых все чаще наблюдается смещение ориентации от общественно-производственной сферы в сторону коммерческой, предпринимательской. А желания и стремления этих молодых людей идут вразрез с их способностями, о которых они сами имеют лишь приблизительное представление.

Шалавина Т.И. в своей статье выделяет еще один фактор профессионального самоопределения, которым является уровневая интеллектуализация профессиональной деятельности. «Развитие личности может осуществляться адекватно способностям, если уровень приложения ее интеллектуально-профессионального потенциала соответствует уровню интеллектуально-профессиональной деятельности. Это в одинаковой мере относится к различным образовательным уровням человека (начальному, среднему, высшему профессиональному)». Выпускник, окончивший школу, стоит перед выбором: продолжать обучение в профессиональных образовательных учреждениях или искать работу уже сейчас. Если он собирается искать работу, то ему нужны знания о специальностях, которые не требуют профессионального обучения: курьер, мойщик посуды, подсобный рабочий, сторож, упаковщик, фасовщик, грузчик, дворник, уборщица (уборщик), землекоп, кухонный рабочий и др.

Проблема выбора профессии от части психологическая, поэтому необходимо затронуть вопрос о приоритетах выбора профессии, которые в настоящее время меняются. Задача традиционной профориентации решить проблему выбора профессии, исходя их соотношения возможностей и потребностей личности, но сейчас на первое место выдвигаются мотивы выбора профессии и некоторые личностные качества. Суть этого заключения состоит в том, что наиболее выраженные мотивы выбора профессии (например, достижение материального благополучия в будущем) могут оказаться неадекватными возможностям личности при обучении, возникает дисбаланс между требованиями профессии и способностями обучающегося, преодолеть который и помогают личностные качества, такие как воля, темперамент и др. Но все же наиболее благоприятным для развития личности остается выбор профессии в соответствии и с потребностями, и с возможностями для реализации имеющихся потребностей.

К вопросу о психологической составляющей профессионального самоопределения молодежи на наш взгляд следует отнести и аспект влияния на профессиональное самоопределение жизненных стратегий молодежи. Жизненные стратегии можно определить как «социальные ориентации (в смысле направленности на достижение желаемого социального положения путем включения в те или иные социальные группы), культурные ориентации (принятие определенных культурных образцов) и личные ориентации (в плане представления интимных моментов жизни). Следовательно, они определяют личное, социальное и культурное будущее личности». Существует разделение жизненных стратегий на активные и пассивные. Однако данное разделение не отражает в должной степени все разнообразие способов поведения в процессе профессионального выбора. Федотова Н. в своей статье «Жизненные стратегии молодежи» выделяет следующие виды стратегий. Пассивная рефлексивно-запаздывающая стратегия – ее представители сохраняют старое ценностное сознание, они включаются в рыночные отношения, хотя в основе этого лежит только экономическая необходимость. Возрастные границы этой группы – 27-29 лет. Такая стратегия характерна в основном для периферии, где возможности профессиональной мобильности ограничены особенностями рынка труда небольших городов, зачастую имеющих моноструктуру. В этой группе доминирует ориентация на функциональное содержание и условия труда. У представителей пассивной умеренно-приспособительной стратегии сохраняется старое ценностное сознание. К этой группе можно отнести молодых людей до 18 лет и старше 25 лет. У молодежи до 18 лет воспроизводятся ценности родительской семьи, у второй группы наблюдается сохранение ценностей, сформированных ранее. Жизненная позиция этой группы не адаптирована к новым условиям, мышление носит профессионально-ориентированный пассивный характер. В профессиональном плане молодежь этой группы предпочитает государственный сектор экономики, стабильность заработка, возможно в ущерб его размеру. Молодые люди часто наследуют семейную профессию, а образование в данной группе рассматривается как особая ценность. Молодежь, которая относится к активной позитивно-карьерной стратегии, принимает новые ценности, легко адаптируется к новым условиям, и это ее плюс. Образование для таких молодых людей выступает средством получения доходов и достижения успехов в карьере. Эта молодежь ориентирована на создание собственного предприятия, ее возрастная граница – 20-25 лет, эту группу составляют, в основном, мужчины. Такой тип жизненной стратегии характерен для больших городов и регионов с высокой интенсивностью развития частного сектора и малого бизнеса. Следующая стратегия – активная позитивно-инструментальная – направлена на рациональное использование новых возможностей как самоцель. Что касается возрастных границ, то данную группу составляют в основном студенты, желающие проявить себя в карьерном росте и получить связанное с этим благосостояние. Последняя из приведенных Федотовой Н. стратегий является активная криминально-карьерная стратегия, представители которой преследуют цели повышения личного благосостояния за счет привлечения возможностей, связанных прямых или косвенным образом с криминалом. Возрастные границы этой группы – от 17 до 29 лет.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Основные методы социальной работы с военнослужащими и их семьями. Общая характеристика методов социальной работы с военнослужащими и членами их семей
Реальная социальная работа с военнослужащими и членами их семей осуществляется посредством определенных методов. Организационные методы — это приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социаль ...

Демографические проблемы современной России
На протяжении всей истории существования России, власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До 1985 года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, одна ...

Дифференциация доходов населения
Дифференциация доходов (разность) — разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения. Обычно распределение доходов характеризуется разностью средних годовых доходов 10 %-й (децильный) группы наиболее низко доходных граж ...