Особенности профессионального самоопределения молодежи
Страница 3
Материалы и статьи » Социальная работа с молодежью в службах занятости » Особенности профессионального самоопределения молодежи

Таким образом, можно сказать, что молодежь в зависимости от стратегии поведения, нуждается в различных способах решения проблемы занятости. Трудности молодежи, придерживающейся пассивной рефлексивно-запаздывающей стратегии, заключаются, прежде всего, в неадекватных условиях реализации потенциала этой группы из-за особенностей регионального рынка труда. Поскольку данная стратегия встречается чаще всего на периферии, то основной проблемой ее представителей можно выделить неконкурентоспособность на рынке труда, не адаптивное поведение. Помощь в решении данного вопроса должна заключаться в преодолении стереотипов мышления и повышении мобильности молодых людей за счет использования новых форм занятости, создания новых рабочих мест. Преодоление стереотипного видения проблемы занятости также необходимо и для молодежи, представляющей пассивную умеренно-приспособительной стратегию. Также на основании приведенных выше описаний жизненных стратегий, мы можем говорить о том, что наиболее продуктивными в сфере решения проблем занятости являются активная позитивно-карьерная и активная позитивно-инструментальная стратегии.

В условиях современной социально-экономической ситуации возникают некоторые противоречия в сфере профессионального самоопределения, разрешением которых призвана заниматься система профориентации. Среди противоречий Шалавина Т.И. в статье «Рыночные отношения и подготовка учащейся молодежи к профессиональному самоопределению» выделяет следующие:

1. противоречия между рыночным спросом на квалифицированный труд специалистов и личностными особенностями молодежи, включающейся в рыночные отношения и стремящейся к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем;

2. противоречие между склонностью и способностью к определенной профессии и необходимостью "выживания" в рыночных условиях;

3. противоречие между недостаточным составом личностных качеств, необходимых для овладения профессией, и ярко выраженной мотивацией к овладению ею;

4. противоречие между недостаточной мотивацией учащихся и наличием личностных качеств для успешного овладения профессией;

5. противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).

Таким образом, можно сказать, что противоречия в сфере профессионального самоопределения возникают в основном между психологическими (личными) особенностями молодежи и материальным фактором, который прямым или косвенным образом оказывает влияние на выбор той или иной профессии.

Проблему выбора профессии на наш взгляд лучше всего рассматривать через призму жизненного пути человека. Как известно, в жизни каждого человека часто возникают ситуации выбора. Личность с момента начала своего развития выбирает как себя вести, как действовать, как поступить в той или иной ситуации. Мы выбираем друзей, спутников жизни, место учебы, работы. Выбор сферы профессиональной деятельности является одним из наиболее важных выборов, который делается человеком в молодости.

Проблема выбора «состоит в оптимизации культурно-исторического (жизненного) пути направленного осуществления результатов деятельности»[18]. Выделяют следующие уровни актуализации выбора:

1. простой, осуществляемый повседневно – на уровне быта, развлечений, потребления пищи, одежды, общения;

2. сложный, смысловой – решение важных жизненных задач (жизненная философия, профессия, спутник жизни, воспитание детей и т.д.);

3. Экзистенциальный, конструирующий альтернативы, а не только критерии. Проявляется в анализе жизненной ситуации (смысл жизни, принятие важного решения, жизненный путь и жизненное пространство)[19].

Анализируя выше отмеченные уровни актуализации выбора, можно казать, что профессиональное самоопределение находится на среднем уровне – между повседневным и экзистенциальным. Следовательно, мы можем предположить, что выбор профессии в какой-то мере будет завить от того, как пройдет выбор на простом уровне, то есть какая будет выбрана манера поведения, какой способ действия, а от сложного уровня, непосредственно выбора профессии, будет зависеть успешность третьего уровня актуализации выбора, то есть нахождение смысла жизни и определения жизненного пространства.

Страницы: 1 2 3 


Похожие статьи:

Механизмы совершенствования органов местной власти на примере других стран и областей
Самоуправление в административно-территориальных единицах осуществляется через советы, избираемые населением на четыре года. В целом в системе местного управления, непосредственно занимающейся вопросами образования, социальных услуг, обще ...

Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей
Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил — наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами ...

Методологический аспект “социологизма”
Тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему: · Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исс ...