Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи. Роль профориентационной работы в выборе профессии. Формы и методы профориентационной работы со школьниками
Страница 1
Материалы и статьи » Социальная работа с молодежью в службах занятости » Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи. Роль профориентационной работы в выборе профессии. Формы и методы профориентационной работы со школьниками

Как уже не однократно отмечалось ранее, каждому человеку на определенном жизненном этапе приходится решать вопрос «кем быть?». Важным для нас является то, что этот выбор жизненно важен не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении, призвана система профессиональной ориентации. Мы будем рассматривать ее в соответствии с различными аспектами развития молодежи, которыми в основном занимается школа.

Психологический словарь определяет «профессиональную ориентацию» как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии, то есть по своей сути она представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у молодежи профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии, осуществляемому в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями и способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля. В настоящее время, согласно документам центра занятости, система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1.Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

2.Профессиональная диагностика – изучение личности молодого человека в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.

3.Профессиональная консультация, имеющая целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

4.Профессиональный отбор, как правило, осуществляющийся вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями максимальной трудности. Цель профессионального отбора – выявление пригодности человека к конкретному труду.

5.Социально-профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специализации. Успешность профессиональной адаптации – один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы.

6.Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Таким образом, мы можем отметить, что успешность профориентационной работы в целом будет зависеть, прежде всего, от успешности реализации ее направлений, а главным условием успешного профессионального самоопределения будет являться полноценное развитие личности молодого человека. «Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

· самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

· авторитет в трудовом коллективе;

· признание родных, знакомых, друзей;

· самосовершенствование и самовыражение – интересная работа;

· применение своих знаний, умений, способностей;

· творческий характер труда;

· материально-практические, утилитарные ценности – хороший заработок;

· должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе»[20].

Данные ценности имеют важное значение для человека и формируются как в семье, так и в школе. Профессиональное самоопределение школьников – очень важный и сложный процесс, который проходит в несколько этапов:

1.Первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, известных учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам. Другая и не менее важная черта этого этапа – это неадекватное, часто неопределенное, ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с неумением сопоставить его с условиями и требованиями профессиональной деятельности. Учащийся, находящийся на этапе первичного выбора, обычно неустойчив по своим профессиональным намерениям, что вполне естественно. Первичный выбор характерен для учащихся младших и средних классов основной школы, когда еще и не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Но иногда на этой стадии задерживаются подростки и учащиеся старших классов, хотя изменившаяся ситуация социального развития требует уже от современного десятиклассника конкретного решения о выборе своего жизненного пути.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Социально-экономические последствия безработицы
Социально-экономические последствия безработицы можно сформулировать следующим образом: происходит обесценивание, недоиспользование человеческого потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей, усиливается да ...

Формы государственной поддержки незащищенных слоев населения
Государственная поддержка – это система законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни. ...

Русское население в аспекте этносоциальных и этнополитических процессов на Северном Кавказе
Реформы конца 80-х годов, проводившиеся в СССР, вызвали активизацию этносоциальных и этнополитических процессов. Их следствием во всех республиках Советского Союза, а также в республиках Российской Федерации было резкое снижение статусных ...