Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого – в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков (а это поколение 35-45-летних) просто не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Родителям нынешних подростков сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню, передать своему ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам и не всегда можешь полностью принять[24]. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.
Ранее было отмечено, что большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Как справедливо считает Е.И.Головаха, профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с их ценностными ориентациями[25]. Ведь ценности – один из главных факторов, определяющих поведение человека, его активность, направленность значимых для него действий. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам.
Применительно к профессиональной деятельности человека А.Д.Сазонов выделяет следующие ценности[26]:
1. Самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;
2. Авторитет в трудовом коллективе;
3. Признание знакомых, друзей;
4. Самосовершенствование и самовыражение - интересная работа;
5. Применение своих знаний, умений, способностей;
6. Творческий характер труда;
7. Материально-практические, утилитарные ценности – хороший заработок;
8. Должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по
9. службе.
Главную роль при изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д.Сазонова[27], играет их вид и характер. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
1. Мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
2. Мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
3. Мотивация неуверенная, неаргументированная;
4. Никак неаргументированная мотивация.
В процессе изучения личности школьника в целях профессионального самоопределения большое значение имеют его профессиональные интересы. Под профессиональным интересом понимают «непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают»[28]. Профессиональный интерес способствует формированию профессиональной направленности личности. Существует набор довольно доступных и несложных профориентационных методов, позволяющих ориентировочно выявить профессиональные предпочтения и интересы школьника (например, «Дифференциально-диагностичеслий опросник» (ДДО), «Карта интересов», «Опросник профессиональной готовности модифицированный», опросник «За и против», «Перекресток» и др.).
Для определения эффективности профориентационной работы необходимо рассматривать профессиональное самоопределение учащихся в динамике (состояние на «входе» и «выходе»), видеть какие существенные изменения произошли в сознании подростка и юноши (девушки). Важно следить за тем, как идет процесс формирования ценностей, становление мотивов и целей, развитие интересов и способностей.
Похожие статьи:
З. Фрейд о структуре личности
В начале XX столетия одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю соци ...
Понятие коммуникации, общения, его виды и функции. Определение
общения, подходы к пониманию термина "общение"
Несмотря на обилие исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена. Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функцию и другие состояни ...
Классические и современные формы семьи
Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство и тем более нация. Именно семья стала первой социальной системой, основанной на естественном разделении труда между мужем и же ...
|