Заключение
Страница 2

Обращаясь к результатам исследования, проведенного с бывшими клиентами ЦЗН Ленинского района, мы можем отметить, что мероприятия, осуществляемые центром занятости по содействию трудоустройству молодежи: профессиональное обучение, профориентация и переобучение вносят положительные изменения в жизнь клиентов, что является важным с точки зрения социальной работы. Однако, результаты интервью со специалистами ЦЗ и их клиентами показали, что большинство предлагаемых вакансий молодым людям не подходят, так как не позволяют им решить основные проблемы. Работодатели неохотно берут к себе на работу молодых специалистов без опыта, а если центром занятости они все-таки устраиваются на работу, то, как правило, на маленькую зарплату. В итоге процесс профессионального самоопределения, выбора молодым человеком своего профессионального пути приобретает несколько иной характер. Молодежь все чаще старается сразу после окончания учебы получить другую специальность в надежде с помощью этого найти работу, отвечающую ее собственным представлениям о подходящей. Сейчас службой занятости реализуются различные программы, направленные на помощь молодежи в трудоустройстве. На наш взгляд, не все из этих программ достаточно эффективны, так как оплата труда молодых специалистов преимущественно остается на низком уровне. Решить эту проблему поможет государство, с помощью совершенствования социальной политики в сфере молодежной занятости.

Следует отметить, что служба занятости в немалой степени реализует главную задачу социальной работы – помощь клиенту в реализации жизненного сценария. Но эта деятельность осуществляется как услуга в соответствии с регламентом по времени и перечню операций. В результате общение с клиентом сводится к информированию о вакансиях и обсуждению его пожеланий в контексте требований работодателя. Кстати сказать, и сами клиенты не готовы обсуждать свою жизнь в более широком ключе.

Это ведёт к снижению эффективности службы занятости, хотя на первый взгляд плановые показатели выполняются, регламенты соблюдаются, а финансовые средства осваиваются. Наш анализ показал, что консультирование клиента с позиций жизненного пути, используя конструкты «жизненные проблемы», «жизненные цели», «жизненный успех», может быть полезно в работе в молодежью.

Резюмируя все вышесказанное и подводя общий итог дипломной работы, мы можем отметить, что поставленные нами задачи по анализу проблем молодежи на рынке труда, раскрытию механизмов работы центра занятости с молодежью и эффективности этой работы, определению понятия профессионального самоопределения в контексте жизненного пути решены. Гипотеза нашего исследования подтвердилась: в центре занятости не решаются должным образом задачи социальной работы, заключающиеся в помощи по реализации жизненного сценария клиентов. И в заключении мы можем отметить, что, несмотря на материальные трудности, с которыми сталкивается молодежь в процессе выбора профессиональной деятельности, услуги, оказываемые центром занятости своим клиентам, имеют положительное влияние на жизненный путь клиента.

В качестве рекомендации службе занятости можно выдвинуть предложение более широкого использования ресурсов социальной работы, которая предусматривает помощь в реализации жизненного сценария клиента, подход центрированный на его проблемах, совместное обсуждение и планирование жизни, а не только работы или переобучения. Именно проблемы клиента должны быть ведущими, а не требования рынка труда или необходимость снижения уровня безработицы. Такой подход мотивирует клиента, что является залогом успешного трудоустройства и переобучения. В противном случае экономия на работе с клиентом оборачивается фиктивной занятостью и переобучением, растратой финансовых ресурсов, ущербом для клиента, рынка труда, общества и государства.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи: