Как отдельное направление общественной практики и самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа конституировалась только в 1991 г., когда Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., был дополнен квалификационной характеристикой «специалист по социальной работе» [1,56]. Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник»[2,37].
12 октября 1994 г. Министерство труда Российской Федерации Постановлением № 66 согласовало тарифно-квалификационную характеристику должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, расширив его обязанности. Исходя из тарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функции специалистов по социальной работе:
аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление их патронажа);
диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы);
системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации);
активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);
действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения; представление в соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;— выступление в качестве их общественного защитника в суде);
организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории); эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).
Должность специалиста по социальной работе на сегодня установлена в рамках только одной отрасли — социальной защиты населения, а также в системе учреждений — комитетов по делам молодежи[12,78].
В сфере социальной защиты населения эта должность введена в штатное расписание девяти видов учреждений, сеть которых динамично развивается. Так, в настоящее время действуют около 600 центров социального обслуживания, 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению и экстренной психологической помощи по телефону, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. В них трудятся несколько тысяч специалистов по социальной работе[3,95].
Похожие статьи:
Теории становления и развития власти
С возникновением в седьмом-шестом тысячелетии до нашей эры обществ, гораздо более крупных и совершенно непохожих на первобытные, связано появление городов, и характерного для них ярко выраженного неравенства, а так же появление упорядочен ...
Социальный контроль. Социальные нормы. Понятие
социального контроля
Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. ...
Студенческая молодежь как фактор научно-технического и социального
прогресса российского общества.
Когда мы говорим о России ХХ1 века, о научно-техническом, социально-экономическом и духовном прогрессе российского общества, следует помнить, что его фундамент закладывается в системе образования. Через различные этапы и формы системы обр ...
|