Теория профессионального воспитания, таким образом, развивается в результате интеграции понимания труда как ценности; отношения к профессии социального работника как к особому виду духовной культуры и духовно-практической деятельности; овладения теорией профессионального становления как единства социального заказа и самоопределения личности; понимания самоопределения как самопроектирования жизни, выработки жизненной стратегии личности на основе ценностно - смыслового самоопределения; реализации творческого подхода к проблемам формирования субъекта. Профессиональное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, обеспечивающий приобщение обучающихся социальной работе к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности. Это определяет личностно-ориентированную направленность профессионального обучения и воспитания, а именно:
профессиональное становление будущего социального работника в равной мере затрагивает как внешний, так и внутренний мир индивида, а профессиональное воспитание выступает как средство, обеспечивающее это единство;
главной проблемой обучающегося социальной работе в свете профессионального воспитания является профессиональное самоопределение, что подразумевает нахождение своей экологической ниши в профессиональной деятельности через самопознание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-мировоззренческой позиции и жизненной стратегии;
задача возрождения России, признание приоритета общечеловеческих ценностей и ориентация на собственные культурные традиции обусловливают необходимость поискапринципиально новых подходов к проектированию систем профессионального образования и учебных курсов в рамках этих систем;
учебный процесс должен строиться на основе согласован ности традиций и инноваций, использования активных форм обучения, предполагающих как применение проблемных методов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку гибких теоретических и методических схем (технологий) образовательного процесса;
— практическое освоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общение становится фактором развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность индивидуального бытия»[10,189].
К принципам профессионального воспитания можно отнести следующие:
1. Принцип творческого саморазвития личности:
сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;
осуществление своего саморазвития через непрерывное самосовершенствование ;
распространение собственного опыта и знаний.
2.Принцип самопознания:
ориентация на рефлексивное мышление;
осознание своих сильных и слабых качеств;
опора на свои сильные качества, признание слабых и работа над ними;
использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;
анализ причины своих успехов и неудач.
3.Принцип приоритета практики:
признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика;
практическая реализация своих идей;
изучение теории не только с целью ее понимания, но и последующего применения.
Похожие статьи:
Психологические особенности людей из малообеспеченных семей
В вопросах социальной работы семья редко идет на контакты с представителями государства и общества за исключением случаев, обоснованных законодательством, или же если предлагаемая помощь носит материальный характер (пособия, выплаты и т.п ...
Немецкая классическая социологическая школа
При рассмотрении немецкой социологической школы выделим две основные фигуры — К. Маркса (1818 — 1903 гг.) и М.Вебера (1864 — 1920гг.), социологические теории которых оказали без преувеличения огромное влияние на развитие социологии. Хотя ...
Германия
Германия ведет политику поощрения рождаемости. Правительство ФРГ в 1974 г. разрешило распространение контрацептивных средств и сняло ограничения на аборты в первые три месяца беременности, однако в начале следующего года верховный суд стр ...
|