Положение рабочего класса в Англии
Страница 1

Положение рабочего класса в Англии описал Фридрих Энгельс. Он родился в вестфальском городе Бармен 28 ноября 1820 года в семье преуспевающего текстильного фабриканта. В Бармене Энгельс посещал городскую школу (до 14 лет) и гимназию Эльберфельда (с 1834). В сентябре 1837

он по настоянию отца преждевременно оставил гимназию, чтобы работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме в Бармене. Он продолжил обучение на торгового работника с августа 1838 по апрель 1841 г. в Бремене

. Там он наряду с обучением подрабатывал бременским корреспондентом «Штутгартской утренней газеты

» и «Аугсбургской Общей Газеты

» Молодой Энгельс написал свою первую статью в марте 1839

, в возрасте 18 лет. Начиная с сентября 1841Энгельс проходил годичную военную службу в Берлине

. В 1842 году состоялось его знакомство с Карлом Марксом, впоследствии с которым они вместе писали многие работы. Сотрудничать вместе они начали с 1844 г. вплоть до самой смерти Маркса. После смерти Маркса на Энгельса ложится вся ответственность за доработку и подготовку к публикации неизданных частей «Капитала» чем он занимается на протяжении всей оставшейся жизни. В 1894 наступило резкое ухудшение здоровья Энгельса. 5 августа 1895 г. Энгельс умер.

Одной из крупнейших его работ было «Положение рабочего класса в Англии». В этой работе Энгельс подробно описал трудности, в которых приходилось жить беднякам Англии. Описание условий их жизненного существования повергнет в шок любого читателя. Начиная с мизерной заработной платы, заканчивая голодом, неимением нормальной одежды, спального места и даже крова, и тем как их хоронят. С мёртвыми обращаются не лучше, чем с живыми людьми. Бедняка закапывают самым небрежным и безобразным образом, как издохшую скотину.

«Дома, от подвала до самой крыши битком набитые жильцами, настолько грязны снаружи и внутри, что ни один человек, казалось бы, не согласится в них жить. Но всё это ничто в сравнении с жилищами, расположенными в тесных дворах и переулках между улицами, куда можно попасть через крытые проходы между домами и где грязь и ветхость не поддаются описанию; здесь почти не увидишь окна с целыми стёклами, стены обваливаются, дверные косяки и оконные рамы сломаны и еле держатся, двери сколочены из старых досок или совершенно отсутствуют, ибо в этом воровском квартале они собственно не нужны, так как нечего красть. Повсюду кучи мусора и золы, а выливаемые у дверей помои застаиваются в зловонных лужах. Здесь живут беднейшие из бедных, наиболее низко оплачиваемые рабочие, вперемешку с ворами, мошенниками и жертвами проституции».

Также Энгельс пишет не только о их жизненных условиях. Он также описывает их моральные качества. Он делает акцент на том, что происходит деморализация рабочего класса. Одними из важнейших причин этого является централизация населения и принудительность к труду.

Получается, что рабочие были отвергнуты господствующим классом, не только в физическом плане, но также в интеллектуальном и моральном. Их жизнь не волновала никого. Они оказались выброшены на произвол судьбы.

Единственный аргумент, к которому буржуазия прибегает против рабочих, когда они слишком подступают к ней, это закон; как будто они неразумные животные, к ним применяют только одно воспитательное средство — кнут, грубую, не убеждающую, а устрашающую силу. Неудивительно поэтому, что рабочие, с которыми обращаются, как с животными, либо на самом деле уподобляются животным, либо черпают сознание и чувство своего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти, в неугасимом внутреннем возмущении против власть имущей буржуазии. Они остаются людьми, лишь пока они исполнены гнева против господствующего класса; они становятся животными, когда безропотно подставляют шею под ярмо и пытаются только сделать более сносной свою подъяремную жизнь, не думая о том, чтобы от этого ярма избавиться.

Именно такие условия их существования, нежелание оставаться под гнетом господствующего класса заставило их подняться с низов и показать, кто есть они на самом деле.

Рабочие не получали абсолютно никакого нравственного воспитания. Даже того, которое элементарно присваивается в школе. Всё положение рабочего, вся окружающая его обстановка способствуют развитию в нём безнравственности. Он беден, жизнь не имеет для него никакой прелести, почти все наслаждения ему недоступны, кары закона ему больше не страшны; почему же он должен стеснять себя в своих желаниях, почему он должен давать богачу наслаждаться своим богатством, вместо того чтобы присвоить себе часть его? Какие могут быть основания у пролетария, чтобы не красть? Очень красиво звучит и очень приятно для слуха буржуазии, когда говорят о «святости частной собственности». Но для того, кто не имеет никакой собственности, святость частной собственности исчезает сама собой. Деньги — вот бог на земле. Буржуа отнимает у пролетария деньги и тем самым превращает его на деле в безбожника. Что же удивительного, если пролетарий остаётся безбожником, не питает никакого почтения к святости и могуществу земного бога!

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Учет возрастных и психологических особенностей подростка в работе социального педагога
Социальному педагогу приходится учитывать в своей работе возрастные и психологические особенности подростков. Далее мы предлагаем некоторые рекомендации пол учету этих особенностей. Характеристика психологических особенностей Рек ...

Государство и гражданское общество. Предпосылки и процесс развития гражданского общества
Все пространство многогранной жизнедеятельности человека условно можно разделить на две большие социальные сферы: сфера государственно-политических отношений и сфера частногражданской жизни. Первая представляет зону государственно-полити ...

Структура населения.  Половая структура населения
Под структурой населения понимается его распределение в соответствии со значениями какого-либо признака. Причем, как отмечает В. Медков, в качестве основания для построения такой структуры может быть использована любая характеристика, кот ...