История отношения к проблеме старости и старения
Страница 2

Постепенно роль духовенства в деле призрения становилось все более подотчетной и регламентируемой, а значение губерний возрастало. На них возлагалась организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного призрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им ведено устраивать "гошпитали" для увечных, престарелых, "зазорных младенцев" (внебрачных детей). Причем губерниям надлежало самим финансировать свои социальные программы "изъ неокладныхъ прибылыхъ доходовъ" [44, с.106].

К началу XVI века, наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства. По распоряжению Ивана Грозного в каждом городе необходимо было выявить всех нуждающихся в помощи - стариков, убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

В 70-х годах XVII века в Москве встречалось более восьми обширных богаделен-больниц (не считая малых существовавших почти при всех церквах), в которых призревал 412 человек

В 1682 г. был издан Указ "О мерах государственного призрения". Указ состоял из трех частей. В первой части Указа выделены группы нуждающихся, на которых распространяется особое внимание государства. К ним относили бедных, увечных, "старых людей", нищих [48, с.13].

В инструкциях магистратам (от 31 января 1724 г) В § 34 подчеркивалось, что призрение бедных, "престарелых и дряхлых граждан" лежит непосредственно на магистратах. Для этих целей они должны быть пристроены в городские богадельни, а не жить за счет "пропитания граждан".

Престарелые, дряхлые, увечные, не могущие приобретать себе пропитание трудом, призревались родственниками. В том случае, если их не было, они призревались за счет крестьянской общины. Сельскому начальству в лице старост и волостных старшин предписывались ст.698 и 699 Устава общественного призрения осуществлять надзор за заведениями общественного призрения, если такие были, а также за тем, чтобы отдельные члены сельских обществ не занимались "прошением милостыни" по своей лености.

В практике крестьянского призрения преобладали следующие виды общественной помощи. Наиболее распространенный - поочередное кормление по домам. Сельские сходы обеспечивали неимущим выдачу хлебных пособий из сельских магазинов. Наряду с этим существовали денежные пособия, хотя и незначительные (в каждых губерниях они имели различные размеры). К тому же "дряхлые и бедные старики" предпочитали побираться, чем жить не на свободе.

Петр I создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Впервые при Петре I старость, детство и сиротство становятся объектом попечения государства. Немощные старцы, "нищие, больные и престарелые" определялись в дома Святейшего патриарха (1701г) и Московские богадельни (1710г).

С выходом в 1775 году Положения о губерниях начинается количественный рост богаделен, и они становятся всесословными.

В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается система призрения людей, и в частности - стариков, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государство создает специальные институты, которые начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты

После крестьянской реформы 1861 г. происходит реорганизация управления Ведомства учреждений Императрицы Марии. В единое управление - Опекунский совет Учреждений Императрицы Марии - объединяются Санкт-Петербургский, Московский опекунские советы и Главный совет женских учебных заведений. К 1881 г. в Ведомстве состояло 459 учебных и благотворительных учреждений, где обучались более 20 тыс. человек.

В 1881 г. открывается Попечительство для слепых, которое с 1883 г. со своими учреждениями причислено к Ведомству учреждений Императрицы Марии. Попечительство имело свои отделения на 29 территориях и в 7 комитетах. Основное предназначение Попечительства - оказание помощи слепым, подготовка их к трудовой жизни, развитие сети учреждений для оказания медицинской помощи. Структура Попечительства включала в себя училища для слепых, заведения для обучения взрослых, приюты для малолетних слепых, общежития для слепых работников и работниц, убежища для престарелых (не способных к труду). В заведения Попечительства принимались "слепцы без различия национальности и вероисповедания".

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Правовой менталитет белорусского общества
Правосознание белорусского общества конца 20 в. отличалось полярностью мнений, оценок правовых ориентаций, когда одновременно сочетались разнородные и часто парадоксально противоречивые взгляды, ценности, идеи относительно феномена права ...

Экспертные оценки значимости показателей
Одна из важных методологических проблем построения системы показателей – определение критериев отбора показателей. Среди различных подходов к этой проблеме по значению выделяются логический и исторический. Первый связан с анализом формаль ...

Рабочий класс в начале XXI века
В настоящее время в массовом сознании, среди политиков и также исследователей распространено мнение, что рабочего класса в России не существует. Но на самом деле абсурдно не замечать рабочего класса, т. к. он составляет больше половины за ...