Развитие женского предпринимательства в России
Материалы и статьи » Место и роль женщины в рыночной экономике » Развитие женского предпринимательства в России

За последние

годы произошли значительные перемены в экономической психологии, активизировалась предпринимательская деятельность граждан. Теперь ведущую роль в экономике России играют частные предприятия, акционерные общества и товарищества, доля которых в общей численности предприятий составляет более 80%, а в сфере торговли, питания и в сельском хозяйстве более 90%.

В российской экономике занято около 31 млн. женщин, или 48% от общей численности занятых. Наиболее высокий уровень занятости имеют женщины в возрасте 30 - 49 лет, что составляет 86% от численности женщин этого возраста. Средний возраст работающих женщин составляет 39,5 лет. Работающие женщины имеют более высокий уровень образования по сравнению с работающими мужчинами большинство женщин занято в государственном секторе. Среди всех женщин работающих по найму, превышает 91%, работающие не по найму 9%.

В русле происходящих масштабных перемен идет процесс становления женского предпринимательства. В последние время Президент и Правительство начали уделять большое внимание этой проблеме, и не случайно, а под влиянием прошедших конференций и семинаров по развитию и государственной поддержки малого предпринимательства в России. (2)

В текущем году на поддержку малого предпринимательства Правительство России выделило 20 млн. руб. В проекте Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2003 - 2005 годы, разработанном Министерством РФ по антимонопольной политике совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, предусмотрены мероприятия по обучению основам предпринимательской деятельности ряда категорий населения, включая женщин. В Федеральной программе содействия занятости населения РФ имеется специальный раздел, предусматривающий реализацию мер по профилактике дискриминации женщин на рынке труда, а также деятельности по содействию занятости экономически активных женщин, вовлечению их в предпринимательство. (1)

В настоящее время около 3% женщин является предпринимателями. Если учитывать, что в конце 1994 года их было менее 0,5 % можно сделать вывод об успешном начале процесса развития в России женских предпринимательских инициатив.

Переходный период оказал на женщин неоднозначное влияние. На одних он подействовал разрушающе, столкнув их на дно социальной иерархии. Перед другими в тоже время открылись новые возможности, и они смогли успешно воспользоваться ими открыв своё собственное дело. Среди них есть как женщины, имеющие опыт корпоративного менеджмента, так и бывшие домохозяйки с ограниченным трудовым опытом, безработные женщины и те, кто годами работал рядовыми служащими или рабочими. Российские женщины включились в предпринимательскую деятельность в изначально не равных стартовых условиях с мужчинами - без доступа к приватизации имущества, финансовым кредитам, в отсутствии начального капитала.

Доля женщин-директоров в составе российского директорского корпуса позволяет говорить о том, что процесс рыночных реформ способствовал, с одной стороны, стабилизации показателей численности женщин в составе директоров для отраслей, где женщины традиционно занимали лидирующие позиции, с другой - привел к появлению "женской прослойки" в составе директоров на тех предприятиях, которые требовали антикризисного управления. Однако пополнения директорского корпуса женщинами во вновь образованных акционерных обществах все же отмечалось замедленными темпами. Бывшие государственные предприятия, ставшие АО, сохраняли настороженное отношение к женскому менеджменту, предпочитая "сильное" мужское руководство. По этому доля женщин в директорском корпусе России, руководящих АО, росла медленнее в сравнении с частным предпринимательством.

На сегодняшний день перед деловыми женщинами России стоят важные задачи, среди которых - необходимость улучшить доступ предприятий, принадлежащих женщинам, или руководимых ими, к финансовым источникам, к информации и к новым технологиям, которые помогут обновить и модернизировать их производство. Необходимо расширять деловые контакты и связи, повышать конкурентоспособность бизнеса, организованного женщинами в целом. Для этого нужны совместные программы, бизнес - проекта, разработанные механизмы сотрудничества. (3)


Похожие статьи:

Требования к социальным работникам при работе с людьми без определенного места жительства
В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.В успешности социальной ра ...

Основные показатели для измерения демографических процессов (показатели: численности населения, рождаемости, смертности)
При измерении демографических процессов применяются различные показатели. К ним относят показатели численности и ее динамику, рождаемость, смертность, воспроизводство, естественный прирост. Многие из этих понятий относятся к биологической ...

Материалистическое понимание истории в теории К. Маркса.  Особенности социально-философского учения Маркса
Не смотря на то, что Маркс никогда не считал себя социологом, негативно относился к этой науке и был противником позитивного метода, сегодня он считается одним из классиков данной дисциплины. Во-первых, это связано с более широким пониман ...