Пенсионная система России
Страница 1

При пенсионной системе России, существовавшей до 1990 годов, пенсия каждого гражданина не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Платежи поступали в государственный бюджет, из которого и осуществлялись выплаты пенсий.

Коренные изменения в экономике России в начале 1990-х годов[1, 2, 3, 4] привели к изменению принципов пенсионного обеспечения. Чисто распределительная система изживает себя и начинают развиваться накопительные системы.

В 1990 году в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации был образован Пенсионный фонд России (ПФР) [4] , который стал сам аккумулировать пенсионные взносы, размещать их и выплачивать пенсии. Введены отдельные платежи в ПФР - "страховые взносы", которые впоследствии были включены в состав единого социального налога (ЕСН).

Однако доходы ПФР в условиях рыночной экономики росли медленнее, чем цены. Индексация пенсий не успевала за инфляцией, поэтому к середине 90-х гг. средняя пенсия была ниже прожиточного минимума, и пенсионеры стали одной из самых социально незащищенных категорий населения.

1 января 2002 г. в процессе реформы пенсионная система была заменена на смешанную, сочетающую в себе как распределительный, так и накопительный принципы.

Сегодня пенсионная система России состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. (см. Приложение 1[8])

Государственное пенсионное обеспечение (до 2002 года)

– выплата государственных пенсий, назначенных до 1 января 2002 года исходя из стажа работы, соотношения среднемесячной зарплаты работника и средней зарплаты по стране. Данный вид пенсий выплачивается из федерального бюджета.

Государственное пенсионное страхование –

назначение и выплата трудовой пенсии, состоящей из базовой, страховой и накопительной части. Начиная с 1 января 2002 года застрахованным в Пенсионном фонде России работникам и гражданам, осуществляющим индивидуальную деятельность (нотариусы, предприниматели и т.п.) в зависимости от размера уплаченных страховых взносов и страхового стажа (времени уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России работодателями или гражданами, осуществляющими индивидуальную деятельность). Минимальный страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии – 5 лет.

Государственное пенсионное обеспечение (с 2002 года)

– назначение и выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению федеральным государственным служащим; военнослужащим; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) в зависимости от стажа государственной службы или выслуги лет. Размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) соответствует в процентном отношении размеру базовой части трудовой пенсии. Данный вид пенсий выплачивается из федерального бюджета.

Профессиональные пенсионные системы

- назначение и выплата профессиональных льготных пенсий, связанных с особыми условиями труда (производства, цеха, профессии и должности, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях). Профессиональные пенсии выплачиваются за счет дополнительных взносов работодателей (учредителей профессиональных пенсионных систем) до достижения пенсионного возраста. Данный вид пенсий в настоящее время не назначается до принятия соответствующего федерального закона. [9]

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Формирование наркотической зависимости. Наркомания как форма отклоняющегося поведения
Девиантное поведение, девиантность (лат. deviatio - отклонение) – это: 1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям; 2. С ...

Социальная работа как коммуникативная профессия
В 1991 г. Украина присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к ...

Выводы
Познание, социологическое обоснование и интерпретация управления как важнейшего социального института — главная функция социологии управления, переживающей второе рождение. Тем более это важно в условиях общественных перемен, когда сущест ...