Теоретические основы исследования социальной работы с детьми группы риска. Социально-психологические особенности детей группы риска
Страница 2
Материалы и статьи » Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска » Теоретические основы исследования социальной работы с детьми группы риска. Социально-психологические особенности детей группы риска

Одна из категорий детей, относимых к группе риска, это беспризорники.

Группой неправительственных организаций было предложено следующее объявление:

Беспризорник или уличный ребенок – это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле этого слова, включающем в себя любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а так же тот, кто не имеет достаточной защиты [7, с.9].

Существует три категории беспризорников [7, с.9]:

- те, кто в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице;

Это дети, которые живут на улице уже более одного месяца.

- те, кто периодически живет на улице;

Жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков и т.п.

- те, кто еще живет (ночует) дома, но свои потребности удовлетворяет на улице.

Последняя категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня они проводят на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Это дети, в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции или комиссии по делам несовершеннолетних.

Эти дети неосознанно подводят себя к социальной дезадаптации, они не могут самостоятельно справиться со своими проблемами, разрешить ситуацию лучшим образом. Поэтому здесь необходимо вмешательство социального работника. Оказывая помощь таким детям, работники социальных служб должны знать психологические особенности детей группы риска, терпимо относиться к клиенту данной категории (в этом заключается принцип толерантности – основополагающий в работе с детьми группы риска), соблюдать интересы несовершеннолетнего, работать только с согласия самого ребенка, так как насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь невозможно, для этого нужно его желание.

Один из факторов, увеличивающих рост беспризорников, это побеги детей из дома.

Существуют различные причины, из-за которых дети решаются покинуть дом. Это и пьянство родителей, унижение и насилие над ребенком, и конфликты с родителями по разнообразным причинам.

Нередко побеги совершаются в поисках приключений и свободы. Считается, что дети и подростки бегут, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах.

Специалисты, в частности В.А. Фокин, выделяют специфические причины побега из дома девочек разного возраста [4, с.65]:

1-я группа (7 – 9 лет). Для них основная причина побега – отставание в психофизическом развитии и слабо выраженная привязанность к родителям: убегая, играют.

2-я группа (10 – 13 лет). Причина – неблагополучное положение в семье. Пьянство родителей, скандалы и драки толкают их на побег, который следует понимать как осознанный пассивный протест. С каждым разом побеги становятся более длительными и контакты с бродяжничающим контингентом просто неизбежны со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

3-я группа (10 - 13). Причина ухода из дома – не сложившиеся отношения с родителями и близкими. Такие побеги являются следствием эмансипации. Стремление к самостоятельности, желание высвободиться от чрезмерной опеки родителей или педагогов, настоять на своем могут толкнуть подростка на побег. Обычно это девочки с положительным поведением в школе, привязанные к родителям и чутко реагирующие на малейшую несправедливость. Уйти из дома стараются не в одиночку, а с ближайшей подругой. Во время побегов такие девочки, как правило, не ищут контактов с асоциальной средой, сторонятся ее, ночью стараются держаться около дома или находятся у подруг и всегда возвращаются сами, когда проходит обида на родителей, взрослых.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Анализ результатов социологического изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности
Анализ результатов проводился исходя из общего количества опрошенных респондентов – 28 специалистов по социальной работе, а также, с целью сравнения, результаты были рассмотрены отдельно по группе опрошенных специалистов, имеющих специаль ...

Социология управления.
Долгое время вопросы управления разрабатывались в рамках экономической теории, маркетинга, менеджмента, психологии и других научных дисциплин. И только когда социальные проблемы стали чрезвычайно острыми, объективно потребовалось подключе ...

Структурно-функциональные закономерности преступности как системы
В идеальной модели структуры социума преступников, оптимальной для любого нормально функционирующего общества, элементы и модули, выполняющие функцию ее сохранения и развития, это тот стержень, ядро, которое остается неизменным при всех и ...