Правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию населения
Страница 7
Материалы и статьи » Понятие и виды социального обслуживания » Правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию населения

Субъектами правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию выступают, с одной стороны, физическое лицо, нуждающееся в таковой, с другой - социальные службы. Социальная помощь оказывается всем физическим лицам независимо от возраста, дееспособности, гражданства и т.п. Социальная правоспособность возникает у лица с рождения и прекращается смертью. Лиц, не достигших 14 лет или признанных судом недееспособными, представляют их законные представители (ст. 9 Закона от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании престарелых и инвалидов"). Таким образом, самостоятельное обращение за социальной помощью (социальная дееспособность) связано с возрастным критерием - достижением 14 лет - и волевым.

Другой стороной правоотношения выступают государственные и муниципальные органы социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания (государственные и негосударственные) или предприятия, организации, где трудится гражданин. Специализированные учреждения социального обслуживания подразделяются на два вида. Государственные и муниципальные службы финансируются из государственных и местных бюджетов. Частные социальные службы учреждаются либо в форме юридических лиц, либо в форме индивидуальной предпринимательской деятельности. И в том и в другом случае их деятельность осуществляется на основе лицензии, выданной органами исполнительной власти субъекта РФ. Для социальных служб характерна специализация социального обслуживания по кругу лиц-клиентов (территориальные центры социальной помощи семье и детям, специальные дома для одиноких престарелых и др.), а также видам социальных услуг (социальное обслуживание в стационарах, на дому, центры экстренной психологической помощи по телефону и др.)

Предприятия, организации всех организационно-правовых форм также вправе оказывать социальную, чаще материальную, помощь своим работникам, в том числе и бывшим - пенсионерам, как на основании коллективного договора, так и "по доброй воле" работодателя. В советский период многие предприятия, особенно крупные, имели довольно развернутую социальную инфраструктуру: детские дошкольные учреждения, пионерские лагеря, дома отдыха, профилактории с медицинским обслуживанием и т.п. Глубокий экономический распад и обвальная приватизация привели к свертыванию этих структур, они в лучшем случае передавались на баланс местных органов исполнительной власти (муниципалитетов), но чаще закрывались, а помещения сдавались в аренду или продавались. Только подъем экономики создает условия работодателям возродить утраченную социальную инфраструктуру предприятий при содействии и стимулировании этого процесса со стороны государства.

Содержание правоотношений по социальной помощи и социальному обслуживанию раскрывается через права и обязанности сторон, а именно: право физического лица претендовать на определенный вид социальной помощи и обязанность социальной службы ее предоставить на основании закона или договора. На основании закона социальная помощь предоставляется государственными (муниципальными) социальными службами тем категориям лиц, которые прямо указаны в законе. Такая социальная помощь предоставляется бесплатно в объеме регионального стандарта (минимума) социальных услуг. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995 г.) бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Похожие статьи:

Принципиальные установки построения эффективной системы пенсионного страхования
Важнейшими ориентирами при построении национальных систем пенсионного обеспечения, по мнению специалистов Международной организации труда, являются: экономическая и финансовая доступность, индивидуальная справедливость и социальная эффект ...

Проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения России
Анализ показывает, что главные проблемы социально сферы России в настоящее время связаны с адаптацией населения к новым социально-экономическим условиям. Причем они неодинаковы для различных слоев и групп. Для экономически активных гражда ...

Ролевые и внутриличностные конфликты
Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же чел ...