З. Фрейд о структуре личности
Страница 5
Материалы и статьи » З. Фрейд о структуре личности

«Оно» – представляется ученым как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» – это неорганизованная сама в себе сфера личности, которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом – принципом удовольствия (наслаждения). Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса, которая обусловливает сущность этой сферы. Также «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях. Эту сферу Фрейд считал главенствующей, в то же время «Я» мыслилось им как измененная под прямым влиянием внешнего мира часть «Оно», выросшая из последней и в значительной степени обособившаяся от нее после того, как научилась воспринимать реальность. Таким образом, сфера «Оно» предопределена генетически, а «Я» – продукт индивидуального опыта. Вот почему «Я» в известной мере являет собой разумность и рассудительность, предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в соответствие с требованиями внешнего мира. «Я старается… содействовать влиянию внешнего мира на Оно и осуществлению тенденций этого мира, оно стремиться заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности. Восприятие имеет для Я такое же значение, как влечение для Оно. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти».[7] Для большей наглядности Фрейд обозначил взаимоотношение «Я» и «Оно» следующим образом: «Большое функциональное значение Я выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, Я же силами заимствованными. Это сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей».[8]

Если сфера «Я», определяемая влиянием системы восприятия и являющаяся представителем реального внешнего мира, – часть «Оно» то, по мнению Фрейда, возможно «предположить существование некоторой инстанции в Я, дифференциацию внутри Я, которую можно назвать Я-идеалом или сверх-Я».[9] Формирование «Я-Идеала» начинается в детстве, когда инфантильное «Я» начинает постепенно накапливать силы для вытеснения Эдипова комплекса. В связи с этим меняется взгляд на отца. Поначалу он воспринимался как враждебная сила, поскольку являлся препятствием к осуществлению Эдиповых влечений. Однако постепенно ребенок создает внутри себя то же самое препятствие, идентифицируясь таким образом с отцом, который становится моделью. Зарождающееся «Сверх-Я», сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс и стремительнее его вытеснение, тем строже «Сверх-Я» будет властвовать над «Я», как совесть, а может быть, и как бессознательное чувство вины. «Его отношение к Я не исчерпывается требованием «ты должен быть таким же (как отец)», оно выражает также запрет: «Таким (как отец) ты не смеешь быть, то есть не смеешь делать все то, что делает отец; некоторые поступки остаются его исключительным правом».[10] Таким образом, по мнению Фрейда, отделение «Сверх-Я» от «Я» отражает черты как индивидуального, так и родового развития: сообщая родительскому влиянию длительное выражение, оно увековечивает существование факторов, которым обязано своим происхождением. Впоследствии «Я-Идеал» формируется также под влиянием других людей и выступает в итоге как продукт культуры, складывающейся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств. «В… ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам; их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями совести и действиями Я ощущается как чувство вины».[11]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Выводы
Главной задачей моего исследования было выяснить причины, по которым молодежь вступает в брак в раннем возрасте, и по каким причинам, как считает молодежь, происходят частые разводы.Из опрошенных учащихся большинство относятся к браку со в ...

Анализ практики российского и международного усыновления (на примере Муниципального образовательного учреждения «Кондровский детский дом-школа»)
Кондровский детский дом-школа расположен в типовом здании, имеет начальную школу, новый спортивный комплекс, тренажёрный и хореографический залы, швейную и столярную мастерские, зимний сад, библиотеку, компьютерный, музыкальный классы. В ...

Применение социологических исследований в сфере социальной работы. Использование результатов социологического исследования в социальной работе
Всесторонняя и квалифицированная интерпретация результатов социологического исследования открывается для широкого применения в практике социальной работы. И происходит это благодаря тому, что уже в процессе объяснения социологических данн ...