Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте

В подростковом возрасте внимание, память, воображение и мышление уже приобрели самостоятельность – подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими сам, по своей воле.

Подросток может сам отрефлексировать какая из функций является для него наиболее значимой. Рассмотрим особенности развития каждой из них:

1. Внимание. Если у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание, и это определяет работу учителя с классом, то подросток вполне может управлять своим вниманием. Нарушение дисциплины в классе носят скорее социальный характер, а не определяются особенностями внимания. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов; в трудовой деятельности, где он проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу; в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

В школе, на уроках, внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя – долгая учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. Учитель может использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников.

2. Память. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом смысловая память тоже перестраивается, она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Также с формой изменяется и содержание запоминаемого, становится более доступным запоминание абстрактного материала.

3. Воображение. В подростковом возрасте воображение может

превратится в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же чувства, до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы. Мир воображения подростка – это особый мир. Подросток уже владеет действиями воображения, которые приносят ему удовлетворение. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально – волевую сферу и саму личность.

4. Мышление. Для подростка большое значение приобретает

теоретическое мышление. Изучаемый в школе материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез.

В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией. Подросток начинает ориентироваться не на возможное, а на очевидное. Благодаря своей новой ориентации, он получает возможность вообразить все, что может случиться, и очевидные, и недоступные восприятию события. [14]

Таким образом, внимание, память, мышление в подростковом возрасте приобрели самостоятельность, и подросток может управлять ими сам по своей воле.


Похожие статьи:

Последствия воздействия телевидения на старшеклассников
Сегодня, как говорилось, зависимость людей от телевидения стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у детей и подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Сначала врачи ...

Основные взгляды Роберта Оуэна
Роберт Оуэн (1771 - 1858) – утопист, социалист, социальный реформатор 19 в. Работая на предприятиях, Оуэн постоянно реформировал промышленную сферу. Он один из основоположников профсоюзного движения. Следовательно, помимо технической рео ...

Доходы населения и социальная защита
С экономической точки зрения, бедность - это состояние, когда человек или семья не обладает достаточными ресурсами (денежными, имущественными, образовательными и т.п.) для удовлетворения своих потребностей. Бедные (или малообеспеченные) - ...