Формирование личности подростка

Подростковый возраст – время интеллектуального формирования мировоззрения, нравственной сферы личности, убеждений и идеалов человека. Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания, посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучше образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Удачные рефлексии вызывают чувство восхищения собой и повышают самооценку. В обыденной жизни подростку становится настолько страшно уронить себя в собственных глазах, что он начинает бояться общаться с другими.

Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя своё прошлое, заглянуть в личное будущее, осмыслить свои права и обязанности. Самосознание подростка включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. В основе подросткового самосознания лежит ответственность за себя, за свои личностные качества, за своё мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения.

Особое значение в отрочестве имеет внешность. Подросток придаёт своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие причёски и одежды, канонам референтной группы сверстников, соответствие манерам выразительных движений окружения – всё это имеет чрезвычайное значение.

В зависимости от времени, в котором живут разные поколения подростков, они проделывали разнообразные карнавализации со своей внешностью: то расклешивали свои брюки, то брились наголо и надевали специально разорванную одежду. При этом независимо от пола они украшали себя серьгами, браслетами, цепями и цепочками. Многие, более агрессивные действия по отношению к своему телу начинают осуществляться именно в подростковом возрасте. Подростка начинает волновать он сам в своём физическом и духовном воплощении. «Каким я могу предстать перед другими?» – актуальный вопрос для него. Физическое ощущение формирует сложную гамму переживаний подростков. Особое значение для подростка обретает его лицо. Отроки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем это делают дети. « Кто я?», «Какой я?» - постоянно задаваемые вопросы. Подросток внимательно рассматривает своё изменившееся лицо: волосы, брови, нос, глаза, губы, подбородок. Всё подвергается ревизии, которой сопутствуют тревога, неуверенность в себе и надежда на свою привлекательность.

Важно в отрочестве пройти правильный путь в отношении к своему имени. В кругу семьи и сверстников подросток слышит разное к себе обращение: это и ласкательные, детские имена и разные прозвища, но это и клички, которые беспощадно оценивают его индивидуальные свойства, или вовсе обесценивают его личность. Именно в этом возрасте отроку предстоит отстаивать свои притязания на признание, утверждение себя, своё собственное имя.

Таким образом, подростковый возраст – это время формирования личности подростка, это период развития самосознания и самоопределения.

Таким образом, основными направлениями психологического развития подростка являются: формирование личности подростка; интеллектуальное развитие в подростковом возрасте (развитие памяти, внимания, воображения и мышления); развитие межличностных отношений (общение подростка со взрослыми, общение со сверстниками).

Основными социально-психологическими особенностями являются: чувство взрослости, стремление к самостоятельности, независимости от взрослых; ориентация на группу сверстников; интерес к самому себе, к самопознанию; стремление к самоутверждению; эмоциональная нестабильность; формирование нравственных идеалов и мировоззрения; стремление не только больше знать, но и больше уметь; формирование самосознания и «я - концепции».

Эти особенности, в ходе социализации, порождают целый ряд проблем, которые мы дальше и рассмотрим.


Похожие статьи: