Главные цели деловой игры — организовать совместную деятельно участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию;
• вживания в роль — помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в проектируемое будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс;
• аналогии — эффективно функционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы, что может в известных пределах служить образцом, эталоном для конструирования социальных задач и целей;
• ассоциации — заключается в том, что при подготовке проекта нередко возникает необходимость принятия новых решений, которые вызваны неудовлетворительностью существующей практики. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации;
• синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Социальное проектирование и прогнозирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности[3, C.327-329].
В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами:
1) ясность — общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;
2) детерминированность — отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;
3) направленность — подчиненность определенной цели, задаче;
4) результативность — способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;
5) надежность — способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;
6) экономность — способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.
Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект[1].
Похожие статьи:
Институционализация и ее этапы. Виды и функции
социальных институтов
Развитие человеческого общества не может происходить хаотически. С этой точки зрения, история – есть процесс упорядочения, закрепления общественно значимых типов социальных отношений.
Процесс выделения и закрепления определенных обществе ...
Пенсионная
система России
При пенсионной системе России, существовавшей до 1990 годов, пенсия каждого гражданина не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Платежи поступали в государственный бюджет, из которого и осуществлялись выплаты пенсий.
К ...
Проблемы современной интеллектуальной элиты
В целом причины снижения интеллектуального потенциала были раскрыты в различных публицистических и научных трудах. Среди них: финансовая необеспеченность науки и, как следствие, миграция ученых; неоптимальное сочетание учеными педагогичес ...
|