Проблемы современного подростка как отражение социальных проблем
Страница 1

В период отрочества деятельность ребенка достигает значительного прогресса в общественно-производственной и личной сферах. Подростку присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего человеческого предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они кажутся неопределенными. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей.

Вместе с тем, именно в подростковом возрасте имеются серьезные проблемы с развитием самосознания. Игнорирование, определенной частью подростков, системы социальных ценностей и запретов – это не только проявление конфликта поколений, но следствие кризисных явлений в нашей стране, переходного состояния общественного сознания. Аномия – так обозначены эти состояния. Под аномией понимаются различные виды нарушений в ценностно-нормативный вакуум (своего рода «отсутствие» норм); низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний, противоречия между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей. Аномия – порождает циничное и безответственное отношение подростку к закону, игнорирование требований общественной морали, приводят к росту преступности среди подростков, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями.

Термин аномии в последние годы все чаще употребляется психологами, в частности – для характеристики социальной ситуации развития подросткового поколения, поскольку явлений аномии, затрагивает в определенных (кризисных) условиях все слои общества, особенно сильно действует на молодежь. Анализ ситуации, определяемой этим терминам, позволяет глубже понять многие психологические проблемы, характерные для современных подростков.

Широким распространением термин обязан французскому философу, социологу и психологу Эмилю Дюркгейму. Он связывал аномию с различными формами социальной патологии. Это понятие он использовал в своих работах: «О разделении общественного труда» и «Самоубийство». Последняя работа, рассматривала аномию, как один из важнейших факторов, вызывающий суицидальные побуждения.[17].

Аномия возникает вследствие противоречия между потребностями и интересами, с одной стороны, и возможностями их удовлетворения – с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

1) частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных, социальных ситуациях, когда прежняя система норм и у ценностей разрушена, а новая еще не утвердилась;

2) низкая степень воздействия социальных норм и индивидов, их неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения;

3) расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности противоречия между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей.

Состояние аномии возникает как в случае резкого и очевидного ухудшения, так и в случае резкого наступления благоденствия. И в том и другом случае утрачивается привычный образ жизни, социальный порядок дезинтегрируется, его регулярные функции ослабевают. Нарушается общественное равновесие: одни люди быстро возвышаются, другие теряют своё положение в обществе – колеблются и дезинтегрируется сама общественная система. Ограниченность возможностей для удовлетворения человеческих желаний и в то же время отсутствие эффективных норм, регулирующих и обуздывающих эти желания, делают множество людей несчастными и толкают их к проявлениям девиантного поведения, в том числе разрушительного, вплоть до самоубийства (не говоря уже про алкоголизм и наркоманию, представляющие собою фактически медленные формы самоубийства, по крайней мере личностного). Многие ученые стремились разработать методы, которые позволили бы изучать, что же происходит с отдельными людьми, живущими в обществе с высокой степенью аномии.

Лео Сроул нарисовал портрет своего современника – жертвы аномии. Характерные для этого персонажа переживания, он сформулировал следующим образом:

Страницы: 1 2


Похожие статьи: