Заключение
Страница 1

В толковом словаре С.И. Ожегова, мы читаем: «Подросток – мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству» Подростковый возраст традиционно считает трудным, сложным возрастом. Подростки отнимают очень много времени и сил у взрослых, в том числе и у социальных педагогов. Цель социального педагога – помочь подросткам справиться с жизненными проблемами, определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу, способствовать социализации. Для успешной работы социальному педагогу нужно знать физиологические и психологические особенности подростков, закономерности их развития.

Именно поэтому целью нашей курсовой работы является изучение социально-психологических особенностей современного подростка. Для реализации этой цели мы решили ряд задач:

- дали общую характеристику подросткового возраста как наиболее сложного этапа в развитии ребенка;

- изучили и описали социально психологические особенности подростков и закономерности их развития;

- проанализировали проблемы подросткового возраста;

- определили роль социального педагога в социализации подростков;

- подобрали и модифицировали анкету для диагностики социально-психологических особенностей современного подростка;

- дали рекомендации социальным педагогам по работе с подростками.

Таким образом, объектом нашей работы является подростковый возраст, а предметом – социально-психологические особенности современного подростка.

Подростковый возраст считается самым сложным этапом в развитии ребенка. Его традиционно называют опасным, переходным возрастом. И выделяют 3 группы причин, делающих его таким: физиологические, психологические и социально-психологические. Основными социально-психологическими особенностями подростка являются:

ü чувство взрослости, стремление к самостоятельности, независимости от взрослых;

ü ориентация на группу сверстников, сверхценность отношений с ними;

ü интерес к самому себе, к самопознанию;

ü стремление к самопознанию;

ü эмоциональная нестабильность;

ü нравственная неустойчивость;

ü формирование нравственных идеалов и мировоззрения;

ü стремление не только больше знать, но и больше уметь;

ü формирование самосознания и «Я – концепции».

Эти особенности порождают целый ряд проблем в ходе социализации. Основными проблемами современного подростка являются: семейное неблагополучие; ранние сексуальные связи; беременность; алкоголизм; наркомания; курение; проституция; суицид; преступность.

Однако причины этих проблем кроются не только в особенностях подросткового возраста, но и в социальной среде. Среди социальных причин подростковых проблем в последнее время часто называют аномию. Под аномией понимаются различные виды нарушений в ценностно – нормативной системе общества (своего рода «отсутствие норм»). Аномия порождает циничное и безответственное отношение подростка к закону, игнорирование требований общественной морали, приводит к росту преступности среди подростков, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса семьи, к пренебрежению нравственными ценностями, в целом искажаем личностное развитие.

Справиться со своими проблемами самостоятельно, без посторонней помощи и поддержки, подростки часто не в состоянии, социальный педагог именно тот человек, который должен и может помочь им. В нашей работе мы предлагаем ряд рекомендаций по организации работы с подростками. Это как общие рекомендации, так и частные. Общие рекомендации касаются учета социально - психологических особенностей подростков, частные – способов оказания помощи подросткам в решении конкретных проблем, которые возникают в ходе социализации.

Для составления портрета современного подростка в ходе практического исследования, мы изучили социально – психологические особенности подростка в их связи с социальными проблемами, в частности, с явлением аномии. С одной стороны, по проблемам подросткового возраста есть обширная литература. С другой стороны, социальная ситуация развития меняется столь стремительно, что существует необходимость в проведении периодических исследований, которые бы показали, как меняющаяся социальная ситуация развития влияет на ход личностного развития и социализацию.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Теория стратификации в западной социологии
Западная социология традиционно рассматривает социальную структуру общества с точки зрения теории стратификации (страты - пласты). Стратификация, по их мнению, такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имею ...

Основные характеристики субкультуры волонтеров
Прежде чем перейти к рассмотрению темы мотивации волонтеров, необходимо разобраться с самим понятием "волонтер", а также осветить основные особенности субкультуры волонтеров. Данную тему в своих работах рассматривали психологи ...

Государственная социальная политика в интересах детей
На начало 2002 г. численность детей в возрасте до 18 лет в Российской Федерации составила 31,6 млн. чел. За 1999-2001 гг. число детей в стране сократилось на 2,3 млн. Их доля в общей численности сократилась с 23,3% на начало 2000 г. до 22 ...