Обеспеченность жильем
Страница 1

Рассматривая социальное положение российских граждан, нельзя не остановиться на жилищных проблемах простых людей.

Из всех регионов страны нарастает поток сигналов о крайне неудовлетворительном решении квартирного вопроса. И это на фоне крайней изношенности жилищного фонда, постоянных аварий и различных отключений.

По официальным данным, изношенность инфраструктуры в ЖКХ составляет 60%, а в 24 регионах — все 70%. Совокупная кредиторская задолженность предприятий ЖКХ на конец 2005 года достигла 254 млрд. рублей, дебиторская — 230 млрд. рублей. Долги по зарплате коммунальщикам выросли до 4—4,5 млрд. рублей. И это при том, что в целом по стране население оплачивает 75% от стоимости услуг, а в некоторых регионах — 90%. Всего же за 2005 год россияне заплатили 364 млрд. рублей против 220 млрд. рублей за тот же период прошлого года.

Правительство забыло еще о нескольких «малозначительных» фактах. К примеру, то, что в 1997 году доля расходов на ЖКХ составляла в консолидированных бюджетах регионов около 24%. А к 2003 году она уменьшилась до 13%. Или то, что в бюджете постоянно сокращалась доля расходов на ЖКХ: с 13,4% в 1997-м до 4,9% в 2005-м. По оценкам Росстроя, недофинансирование ЖКХ находится на уровне 72 млрд. рублей ежегодно, а на модернизацию изношенных основных фондов до 2010 года требуется около 2 трлн. рублей. Забыли «случайно» упомянуть, что 65% предприятий ЖКХ сохраняют высокую убыточность и находятся на грани банкротства.

Правительство объясняет такое плачевное состояние жилищного хозяйства двумя причинами: неэффективным управлением и слишком большим количеством льготников.

Оплата за жилье быстрыми и верными темпами продвигается к своему историческому максимуму. По данным Федеральной службы государственной статистики, рост тарифов на услуги ЖКХ составил с начала 2004 года 21,4% и, таким образом, втрое превысил показатель инфляции за тот же период, равный 7,6%.

На сегодняшний момент обычный среднестатистический россиянин, не имеющий каких-либо особых льгот, оплачивает около 85% себестоимости услуг ЖКХ, остальное доплачивается из федерального бюджета. При этом средний показатель стоимости услуг был равен в 2005 году 26,4 рубля на один квадратный метр.

В конце августа 2004 года председатель Правительства М. Фрадков подписал постановление «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 г.». Согласно этому документу средняя стоимость услуг ЖКХ в 2005 году составит 31,9 руб. на квадратный метр площади жилья ежемесячно, т.е. вырастет на 21%.

Помимо повышения тарифов, возникает неразрешимая проблема с получением жилья, особенно у льготников и молодых семей.

Правительство, опираясь на фракцию «Единая Россия» в Государственной Думе, активно проводит политику перехода к ипотечному кредитованию. При этом льготникам обещают так называемую «социальную» ипотеку.

Не секрет, что ипотечный кредит подавляющему большинству граждан недоступен, особенно льготникам и работникам бюджетной сферы. Многие банки требуют выплаты 30% стоимости квартиры сразу, а остальную сумму разбрасывают сроком на 10 - 15 лет. Средняя стоимость квартиры в России по регионам равна $20 тыс. Расчеты показывают, что даже высокооплачиваемым гражданам придется отдавать банку половину зарплаты. Причем зарплаты, втрое превышающей средний доход людей, работающих в бюджетной сфере!

Нынешние цены на ипотеку вызваны несовершенством Жилищного кодекса, нехваткой новой жилплощади, экономическими рисками. Решение этих проблем смогло бы снизить ставки по кредитованию, увеличить средний срок выдачи кредита.

Еще одной «программной» идеей Правительства явилась необходимость использования ипотеки для решения квартирного вопроса в армии. Сегодня в очереди на улучшение жилищных условий стоят 570 тыс. военнослужащих, из них 270 не имеют вообще никакого жилья.

«Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС), призванные обеспечить жильем уволенных в запас военнослужащих, существуют уже шесть лет.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Типы и формы социального контроля
Выделяется два типа социального контроля: — внутренний контроль или самоконтроль; — внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм. В процессе самоконтроля человек самостоятельно регулирует свое ...

Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
Программа социологического исследования проблем молодежной политики в городе Нижнекамске. Актуальность проблемы. Отношение к молодежи всегда являлось важным для государства и общества, оно вбирало в себя освоение новыми поколениями дости ...

Движение неофашистов в современном мире
В современном политическом лексиконе слова “ фашизм ”, “нацизм”, “национал-социализм” стали синонимами вопреки тому, что каждое из них именует своеобразное явление в жизни общества. Мало кто осознает главное отличие фашизма и национализма ...