Формальная социология Ф.Тёниса и Г.Зиммеля
Страница 3

Георг Зиммель дал анализ и критику культуры современного ему капиталистического общества, его образа жизни, который держится на внутренних противоречивых тенденциях: чем больше формализуется социальные и культурные образования, тем более отчужденными от них оказывается индивид, воплощающий в своем творчестве, душевном существе глубинные движения самой жизни. Конкретные мотивы и цели человеческой деятельности сами по себе не имеют никакой социальной валентности, они могут набирать социальное содержание или терять его. Ни голод, ни любовь, ни труд, ни религия, ни техника, ни интеллект сами по себе еще не представляют ассоциацию. Но они ее образуют, формируют, если изолированное сосуществование индивидов приобретает определенные формы совместного бытия, становясь взаимодействием. Отчуждение оказывается равнозначным свободе и единственным регулятором морального поведения становится индивидуальный закон - своего рода уникальное личностное априори, определяющее жизнь и поведение индивида и знаменующее собой наряду с созданием культурных форм способность жизни к творчеству и художественной саморегуляции.

Георг Зиммель главным тезисом эмпирической социологии считал признание факта относительной, а не абсолютной социоактивности человеческого общежития. Многоплановость, многообразие мнений, суждений - важные черты творчества Зиммеля. Зиммель испытал глубокое влияние К.Маркса, что прослеживается в его диалектике развития и смены культурных форм (напоминающей марксову диалектику производительных сил и производственных отношений) и в трактовке отчуждения. На формирование его мировоззрения оказали влияние И.Кант, О.Конт, Г.Тард и др. Однако иррационалистическая трактовка жизни вела его к отрицанию исторического материализма и стремлению определить формы экономического развития, как разновидности культурных форм. Это предопределило релятивизм и иррационализм его философской и социологической концепции. Г.Зиммель - один из основоположников современной социологии. Так называемая формальная школа в социологии (Альфред Фирканд, Леопольд фон Визе) представляла результат освоения и развития некоторых идей Зиммеля. Он дал множество идей для социологического анализа религии, познания и т.п.

Страницы: 1 2 3 


Похожие статьи:

Образовательный потенциал и концепция социального капитала П. Бурдье
Образование, по П. Бурдье, – это поле, более остальных ориентированное на воспроизводство, учитывая то, что агенты достаточно компетентны для такого воспроизводства. П. Бурдье рассматривает его как составляющую культурного капитала агента ...

Мода
«Подтяжки» – неотъемлемая часть скинхэдовской одежды. Подтяжки носили уже «грубые моды» («Hard mods») в середине 60‑х годов, вместе с высокими ботинками и укороченными джинсами еще до того, как прозвище «скинхэд» (skinhead) появилос ...

Опыт составления социального портрета современного подростка. Планирование и организация исследований
В первой части нашей работы на основе анализа научной литературы мы отразили социально-технологические особенности, которые характерны для современных подростков, и сделали попытку показать их связь с проблемами нашего общества. Для соста ...