Социально-правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Истоки социального сиротства в России
Страница 1
Материалы и статьи » Социально-правовое положение детей-сирот » Социально-правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Истоки социального сиротства в России

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Крестьянская семья, прежде всего, представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась "малой церковью", то есть, призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена [20. C.24].

Забота о детях-сиротах зародилась уже с появлением родовой общины, когда проводилось усыновление детей, так называемое «приймачество». «Приймать» в семью сироту могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребёнок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать «общественных» родителей, которые брали их на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению.

В Х-ХIII вв. духовенство занималось общественным призрением. Монастыри содержали богадельни, при которых устраивали приюты для подкидышей и сирот [20. C.34-35].

В 1706 году митрополитом Иовом основан близ Новгорода первый в России приют для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Пётр I учредил в городах госпитали для незаконнорожденных, а затем и общие сиротские дома от магистратов. За умерщвление незаконнорожденных Государь грозил смертной казнью. При этом постановлялось, что когда принятые дети вырастут, «то мальчиков отдавали бы в учение к какому-нибудь мастеру, а девочек помещали к кому-нибудь в услужение и, конечно, если представлялся случай, выдавали замуж»[20. C.40-41].

В период царствования Екатерины Великой были учреждены два больших заведения для призрения незаконнорожденных детей. В 1763 году в Москве основан Воспитательный дом, в Петербурге было открыто сначала (в 1770 г.) отделение этого дома, преобразованное в 1780 г. в самостоятельное учреждение. Ею были созданы специальные учреждения под названием «Приказы общественного призрения» открытые в сорока губерниях [20.C.48-49].

Венцом деятельности Императора Николая I было учреждение сиротских институтов. В 1834 г. при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, а затем латинские и французские классы. В них дети получали столь основательное образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома. Дети, рождённые вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное образование. Это породило отказ родителей от детей. Император Николай I положил конец этому ненормальному явлению. С 1837 г. латинские и французские классы были упразднены, а в замен их учреждены институты для воспитания сирот офицеров гражданской и военной службы [20. с.55].

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Теории развития общества
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социол ...

Муниципальный уровень реализации молодежной политики в РФ
В Российской Федерации молодежная политика реализуется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на муниципальном уровне. Разграничение компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российск ...

Обеспеченность жильем
Рассматривая социальное положение российских граждан, нельзя не остановиться на жилищных проблемах простых людей. Из всех регионов страны нарастает поток сигналов о крайне неудовлетворительном решении квартирного вопроса. И это на фоне к ...