Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей
Страница 1
Материалы и статьи » Представления о человеке в истории науки. Индивидуальные и общественные потребности » Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей

Наиболее глубинное мировоззренческое основание теории потребностей и теории сервисной деятельности — общая философская концепция человека и его места в мире. На основе современных наук о природе и обществе положение человека в материальном мире можно достаточно точно описать и на основе этого описания сделать выводы о принципах его отношения с природой и о перспективах развития общества. Поэтому до конкретного анализа человеческих потребностей нужно кратко изложить философскую концепцию человека.

Человек является продуктом бесконечного развития материального мира. В известной нам части Вселенной последовательно возникли четыре главные, качественно различные формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная.

Развитие материи имело ярко выраженную направленность от низшего к высшему, от простого к сложному. Так, физическая форма материи возникла раньше других (в результате Большого взрыва) и является низшей по отношению ко всем остальным. Химическая форма материи — высшая по отношению к физической и низшая по отно­шению к биологической и социальной.

Социальная форма материи (общество) возникла последней и яв­ляется высшей по отношению ко всем другим. Между низшими и высшими формами материи существуют сложные отношения, кото­рые можно выразить в нескольких закономерностях (они нам пона­добятся для описания взаимосвязи биологического и социального в человеке).

В процессе развития материи действовали две закономерности: высшие формы материи становились все сложнее по содержанию и все меньше по распространенности, т. е. занимали меньше места в пространстве, чем низшие. Главный критерий, позволяющий отли­чить высшее от низшего, состоит в том, что в высшем сохраняется все основное содержание низшего и в дополнение к нему появляется новое, более сложное содержание. Так, химическое вещество подчи­нено всем законам физики (например, закону сохранения и превра­щения энергии). Но оно существует по новым, химическим, законам и занимает во Вселенной намного меньше места, чем физическая фор­ма материи. Живое, в свою очередь, не нарушает законов химии, но собственные законы развития жизни (естественный отбор, борьба за существование, передача наследственной информации) совершенно невозможно свести к законам химии и объяснить только на их осно­ве. Наконец, общество, существуя по своим собственным социальным законам, опять же занимает гораздо меньший объем пространст­ва, чем живая материя. Эта закономерность сужения распространен­ности высших форм материи по сравнению с низшими позволяет уточнить их соотношение.

Развитие материального мира как бы «идет на конус, сужается»: последующие, высшие формы материи меньше распространены в природе, занимают в пространстве меньше места, чем низшие. В результате такого сужения распространенности в конце концов возникает общество — самая сложная и самая малораспространенная в пространстве форма материи. Что происходит потом?

Развитие физической, химической и биологической форм матрии происходило за счет усложнения их субстрата. Так, химическое вещество развивалось от простейших молекул, состоящих из нескольких атомов, до сложных органических макромолекул, в которые входит несколько сот тысяч атомов. Живая природа развивалась от бактерий и одноклеточных до приматов. Колоссальное различие между амебой и обезьяной сразу бросается в глаза: в ходе биологической эволюции тело животных изменилось почти до неузнаваемости как по сложности строения, так и по размерам. В обществе же в происходит по-другому: несмотря на огромные изменения, пережитые человечеством за несколько миллионов лет, строение тела людей изменилось очень мало. В последние тысячелетия крупные скачки в развитии цивилизации почти не отражаются на физической организации человека. В чем же тогда состоит развитие общества и почему оно так сильно отличается от развития других форм материи?

Вместе с человеком в материальный мир приходит совершенно новый и уникальный процесс - труд. Главным механизмом развития человека и общества становится не изменение строения организма (как было у животных), а трудовая деятельность.

Труд — не какой-то «местный», локальный социальный процесс. Он имеет глубокие предпосылки, заложенные во всех возникших до общества формах материи. Если говорить на языке философских по­нятий, каждая форма материи создает гораздо больше конструктив­ных возможностей, чем она способна реализовать. Простейший изго­товленный человеком предмет (каменный топор, лук со стрелами, стол или стул и т. п.) состоит только из вещества природы, но приро­да никогда не создает его самостоятельно. Автомобиль или компью­тер тоже состоят только из атомов и молекул, т. е. из вещества при­роды, но было бы смешно ожидать, что они где-то возникнут без вмешательства человека. Освоив трудовую деятельность, человек создал единственный в мире материальный процесс, позволяющий реализовать такие скрытые возможности природы. Если бы она об­ладала разумом и волей, можно было бы выразиться более образно: природа миллиарды лет ожидала, пока возникнет сила, способная реализовать ее скрытые, «законсервированные» конструктивные воз­можности. С появлением человека и человеческого труда изменилась вся Вселенная, так как труд является совершенно новым механиз­мом развития материи. Общество стало развиваться за счет преобра­зований не человеческого тела, а всех более простых форм материи. При этом возникает тот мир искусственных, очеловеченных предме­тов, которому мыслители Х1Х-ХХ вв. подыскали несколько назва­ний: «вторая природа», «техносфера», «антропосфера», «ноосфера».

Страницы: 1 2


Похожие статьи: