Социальная защита семьи

Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные приоритеты социальной защиты семьи

со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

• расширение возможностей семьи для решения жизненно необходимых задач;

• установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

• содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

• развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Социальная защита семьи базируется на следующих принципах:

1. Реалистичность и связанная с ней эффективность семейной политики. Это означает, что выбираются те факторы, на которые можно повлиять хотя бы в перспективе: разрабатывается система льгот, организуется просвещение семьи и обществ.

2. Дифференциация подхода к различным типам семей. В социальной защите принята классификация семей по типам: маргинальная, кризисная, благополучная, процветающая. В зависимости от типа семьи проводится и социальная защита.

3. Работа по активизации жизненного потенциала семьи. В основе этого принципа лежит английская пословица «Лучше человека научить ловить рыбу, чем один раз накормить его этой рыбой». То есть социальная работа призвана показать человеку, семье выход из кризисной ситуации, а идти по пути преодоления кризиса семья будет самостоятельно.

4. Равенство всех семей на поддержку государством. Независимо от типа, к которому относится семья, от существа имеющейся проблемы любая семья может обратиться в органы социальной защиты за помощью.

Государственная семейная политика ориентирована на социальную защиту семьи. Основные направления этой социально значимой деятельности в современных условиях можно свести к следующему:

1. Поднять уровень и роль доходов в экономике семьи, укрепить ее экономическую самостоятельность. Это означает: отказаться от пережитков патерналистской стратегии государства, свойственной дорыночной социально-экономической системе, изменить соотношение платных и бесплатных услуг в структуре жизненных благ семьи в сторону платных. Но для этого заработная плата работника должна стать достаточной для содержания его самого и его семьи.

2. Создать материально-финансовые, социальные, правовые и психологические предпосылки для возрождения и расширения производственной функции семьи. В условиях становления рыночных отношений этому будут способствовать различные виды частной (семейной) собственности: фермерские хозяйства, семейные промышленные, торговые, коммунальные и иные предприятия, а в государственном секторе экономики — семейный подряд и надомное производство.

3. Изменить отношение общества к ведению домашнего хозяйства, уравнять его в правах с другими формами хозяйства и производства. В частности, следует женщин, занятых воспитанием детей, надомным трудом, уравнять в правах на социальное страхование и помощь государства в случае болезни и получении пенсии по возрасту с теми женщинами, которые работают на государственных, частных, смешанных предприятиях и в учреждениях.

4. Более адресно, дифференцированно и последовательно проводить политику материальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей, включая выплату компенсаций, выделение денег на детское питание и одежду, школьные учебники и т. п.

5. Проводить в жизнь политику поддержки молодых семей — заключение трудовых договоров с гарантиями предоставления единовременного кредита на приобретение (строительство) жилья, на обзаведение домашним хозяйством, предметами длительного пользования и т. п.

6. Увеличить ежемесячные пособия одиноким матерям на детей до 16 лет, приведя их в соответствие с прожиточным минимумом и соответствующей индексацией.

7. Разрабатывать и внедрять научно обоснованные и практически ориентированные программы социальной помощи семье, психолого-педагогического содействия супругам, родителям и детям с целью стабилизации семейных отношений, упрочения семьи как важного социального организма воспроизводства человека и общества, их полноценного развития [5, С. 136-138].

Семейная политика затрагивает интересы населения, всех слоев общества, она активизирует общественную и политическую деятельность, ее проведение на федеральном, региональном и локально-террриториальном уровнях может объединить или расколоть общество, поэтому столь важно, чтобы общественное мнение было готово к преобразованиям подобного рода и поддерживало их. Семейная политика не должна быть делом только отдельных групп и организаций, ее успех прямо зависит от степени вовлеченности в эту деятельность всего общества – прежде всего от степени социального участия населения, в том числе предпринимателей, финансистов, менеджеров, от взаимодействия правительственных и неправительственных учреждений, научных, общественно-политических, профсоюзных, культурных и религиозных организаций, от направленности средств массовой информации, литературы и искусства [1, С.347-348].


Похожие статьи: