Рыночные отношения и связанное с ними резкое снижение материального достатка большинства российских семей изменили эти принципиальные основы воспитательного процесса. В таких условиях массовым явлением становится одобряемая родителями трудовая занятость детей. Родители теперь не только допускают, но и приветствуют подключение детей к зарабатыванию денег.
В настоящее время безработная молодежь в возрасте 16–29 лет составляет более 32% ото всех зарегистрированных на бирже труда. Есть основания предполагать, что безработица в нашей стране имеет тенденцию к дальнейшему омоложению и будет приобретать все более молодежный характер и женское лицо. Неслучайно поэтому старшеклассники выдвигают одним из главных требований к будущей профессии гарантию от безработицы. [8,68].
Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое.
Если семья плохо справляется с выполнением своих функций, то речь идет о дисфункции, которая приводит семью в аномальное состояние.
Дисфункцию семейных отношений могут вызвать следующие причины:
• экономические, когда прожиточный уровень семьи ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи;
• асоциальные, связанные с алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, низким культурным уровнем;
• психологические, такие как жестокость, агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм;
• медицинские, связанные с венерическими, психическими и инфекционными заболеваниями, а также сексуальными отклонениями.
В чистом виде та или иная причина встречается редко, как правило, они дополняют и усугубляют друг друга, поэтому роблемы семьи необходимо решать комплексно.
К семьям социального риска относят прежде всего семьи:
– неполные, в том числе семьи одиноких матерей или отцов;
– многодетные;
– беженцев и вынужденных переселенцев;
– военнослужащих срочной службы с детьми;
– семьи с различными патологиями;
– асоциальные семьи;
– малообеспеченные семьи и другие. [9,60]
Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке.
Похожие статьи:
Демографические модели. Понятие и структура
демографических моделей
Демографические модели предназначены для описания (как правило, с помощью математических методов) состояния населения и его изменений, отдельных элементов воспроизводства населения или процесса этого воспроизводства в целом. Термин демогр ...
Немецкая классическая социологическая школа
При рассмотрении немецкой социологической школы выделим две основные фигуры — К. Маркса (1818 — 1903 гг.) и М.Вебера (1864 — 1920гг.), социологические теории которых оказали без преувеличения огромное влияние на развитие социологии. Хотя ...
Вывод
На рубеже ХIХ-ХХ вв. сформирована исходная теоретическая база конфликтологии, необходимая для развития самостоятельного научного направления. В этот период теория конфликта развивалась в двух основных направлениях – социологическом и псих ...
|