Социальная структура
Страница 2

К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:

классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта;

жителей города и деревни;

представителей умственного и физического труда;

сословия;

социально - демографические группы (молодёжь, женщины и мужчины, старшее поколение);

национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими ей интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Так что социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки, как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без чёткого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направление они будут действовать, нельзя сделать им шагу вперёд в руководстве обществом, в том числе в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Исходя из вышеизложенного возникает вопрос, как соотносятся система и структура. Так как структурные связи зависят от того места, которое занимает тот или иной элемент, то развитие самой структуры находит своё выражение во взаимодействии ведущих элементов со второстепенными (роль лидера в коллективе). Взаимодействие и развитие элементов приводит к тому, что они становятся более многообразными. Это означает, что любая значительная перемена в структуре влияет на систему. Система также влияет на структуру, но, конечно, не непосредственно, а через элементы системы, способствует или тормозит их развитие в каком - либо направление.

Благодаря такому диалектическому взаимодействию можно выяснить основные закономерности развития системы. Для этого сначала определяется значение элементов, их место в структуре, а потом наиболее существенные связи в системе. Выделенные связи рассматриваются в контексте соподчинённости систем. В результате чего определяются границы системы как объекта изучения, и выделяется её первичный элемент.

Потом выявляют основные подсистемы и иерархическую связь, которая существует между ними. Определение структуры системы даёт уже возможность перейти к выяснению главных системных связей, которые находятся в прямой зависимости от изменения структуры.

Для того, чтобы понять, как всё это происходит при исследовании социальной сферы, необходимо проанализировать общество как таковое, то есть как единое целое.

В научной литературе подразумевают предельно широкую общность людей, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры, и рационально организованную форму совместной деятельности людей.

В "Социологическом энциклопедическом словаре" одно из приведённых определений общества выглядит следующим образом: "Общество это, сложившаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворения потребностей". Таким образом, в широком смысле слова общество - это исторически конкретная совокупность людей, являющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. Это очень сложная система, которая имеет свою внутреннюю социальную структуру. Например, социальная структура трудовых коллективов - это определённая совокупность социально - демографических (молодёжь, пенсионеры), социальных (группа, слой, класс), профессионально - квалификационных, территориальных (город, деревня) и этнических общностей, которые связаны между собой относительно устойчивыми взаимными отношениями. Основное внимание социологии направлено на исследование социальной структуры и путей её совершенствования.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Учет возрастных и психологических особенностей подростка в работе социального педагога
Социальному педагогу приходится учитывать в своей работе возрастные и психологические особенности подростков. Далее мы предлагаем некоторые рекомендации пол учету этих особенностей. Характеристика психологических особенностей Рек ...

Индикаторы уровня жизни
Интегральными индикаторами уровня жизни являются [17, с.54]: - реальные доходы на душу населения; - реальная заработная плата; - поступления доходов от вторичной занятости; - от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивид ...

Основные направления развития социологии
В современной социологической науке, которая, в основном, сложилась в ХХ в., можно выделить главные направления: ...