Институты социализации
Страница 2

Школа. Несмотря на существование единой школьной системы, с едиными общими требованиями к знаниям и поведению мальчиков и девочек, можно заметить значительные различия в предлагаемых в школьной литературе образцах поведения для мальчиков и девочек, а также в конкретном отношении педагогов к представителям двух полов.

Так, Л. Попова на основании проведенного исследования показала, что у большинства педагогов существуют базирующиеся на культурных стереотипах установки в отношении таких присущих девочкам качеств, как «усидчивость», «внимательность», «стремление к зазубриванию материала», и в свою очередь уверенность в том, что мальчикам присущи такие качества, как «небрежность», «сообразительность», «склонность к построению логических цепочек». Следствием этого является меньшая требовательность к дисциплине мальчиков в сочетании с предоставлением им больших возможностей для обдумывания ответа. От девочек обычно ожидается повышенная аккуратность в письменных работах, им предоставляется меньше времени на обдумывание при ответе на устные вопросы.

Не меньшее значение имеет сама организация учебного процесса в школе (кому — мальчикам или девочкам чаще поручают раздавать тетради или мыть пол) и особенно оформление школьных учебников. Казалось бы, подача материала в школьных учебниках является гендерно-нейтральной, однако даже в учебниках по точным наукам можно встретить стереотипные представления о женских и мужских ролях. В статье Л. Поповой и Н. Орешкиной, проанализировавших в 1995 г. российские учебники для начальной школы, говорится:

«На иллюстрациях в 66% изображены только мальчики и мужчины, тогда как только девочки и женщины присутствуют на 13,6% картинок. .В подавляющем числе иллюстраций, рассказов, упражнений женские персонажи наделены стереотипными характеристиками — их спасают, защищают, поучают».

Сверстники. Данному фактору гендерной социализации пока уделяется меньшее внимание, чем влиянию семьи и школы. Вместе с тем очевидно, что девочка/мальчик стремится быть принятой(ым) не только родителями, но и сверстниками, а это принятие непосредственно связано с усвоением распространенных в той или иной группе гендерных норм и стереотипов.

В подростковом возрасте, когда авторитет родителей несколько меркнет, наиболее важными субъектами для подражания и определения «норм» жизни становятся сверстники. Нередко многие мальчики мечтают стать «крутыми», на деле утверждая себя в этой Роли употреблением спиртного и курением.

В результате взаимодействия указанных выше институтов социализации к 17—18 годам формируется индивид, который не просто идентифицирует себя с мужчиной или женщиной, но и уверен в том, как он должен вести себя в различных обстоятельствах (и как должны относиться к нему представители противоположного пола) в качестве мужчины или женщины. Иными словами, в результате социализации индивид приобретает определенный набор гендерных ролей и стереотипов. По мнению большинства современных социологов, социализация человека на этом не заканчивается, она продолжается, правда с меньшей интенсивностью, в течение всей жизни. По мере приобретения жизненного опыта мужчины и женщины могут в значительной степени изменить свои представления о маскулинности/феминности и скорректировать свое поведение. Большую роль в этом процессе, называемом процессом ресоциализации, могут сыграть такие факторы, как путешествия, вступление в брак, членство в политической или общественной организации. Ярким примером подобной ресоциализации может служить массовое изменение представлений о женской судьбе, отраженное в советских фильмах 30-х годов, главные героини которых совершают головокружительный скачок от покорной мужу неграмотной крестьянки к руководителю колхоза или депутату.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи: