Политический идеал государственного устройства в учениях Конфуция
Страница 1
Материалы и статьи » Понимание устройства общества в трудах Конфуция и Макиавелли » Политический идеал государственного устройства в учениях Конфуция

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.Согласно разработанной им схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли("правилах") им он предавал большое значение. Правила, по сути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общества и государства в целом. Значение ли

весьма объемно. Сюда входят и жэнь

("человеколюбие") и прежде всего любовь к ближнему ,к родственникам.Сяо- сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливость), по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции. "

Учитель сказал: "

Можно ли управлять с помощью вежливости, не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!"

. Вежливость, по сути, означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства

Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа цзя (логистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем Учение Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "

Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд, и он станет послушным".

. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила Для того, чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе

"(гармония, борьба противоположностей). "

Правила надо создавать через достижение единства через разногласия".

К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли”, эти Правила выполняли роль закона. "

Если правитель любит ли

, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства".

В роли правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы("совершенно мудрый"). По Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли

Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Социально-технологическая культура управленческого труда.
Социальная макросреда в целом является наиболее радикальным фактором стимуляции развития культуры управления. Но исследования показывают, что труднее всего даются попытки создать надежные переправы от эмоциональных сфер сознания человека ...

Теоретические основы социологии труда. Социология труда как научная дисциплина
Социология труда является одним из основных направлений социологической науки. Предмет изучения социологии труда – социальные отношения и социальные процессы в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процес ...

Мотивация волонтеров в социальных учреждениях. Проблема мотивации волонтеров в социальной и гуманитарной литературе
Проблему мотивации волонтеров рассматривали в своих работах различные зарубежные и отечественные психологи, социологи, педагоги, экономисты, а также специалисты по менеджменту. Данная тема недостаточно хорошо освещена как в научной, так и ...