Службы социальной помощи в России
Страница 1

В разных странах пути развития и становления социальных служб не были идентичными. Известным теоретиком социального обеспечения и управления является И. Нойфелъд. Исследуя кадровые процессы в социальных министерствах и систему подготовки кадров для их работы в Германии, и в других странах, выявилось, что они претерпели известное влияние США, но все же их развитие, безусловно, носило в нашей стране самобытный характер и имело национальные корни.

Социальную работу[1] можно определить как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни населения. Деятельность социальных служб направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения.

Развитие деятельности социальных служб и профессии социального работника началось в Германии в начале XX столетия с создания социальных школ, прежде всего женских. Далее создание социальных служб помощи населения стало набирать обороты и создаваться в различных странах.

По указу министерства народного обеспечения в 1920 году в России было введено государственное регулирование подготовки кадров социальных работников. Этот законодательный акт явился основой дальнейшего развития всей системы обучения и подготовки специалистов к социальной деятельности в России вплоть до второй мировой войны.

Первоначально социальные службы поддерживали и финансировали преимущественно свободные благотворительные союзы и общества. Только после первой мировой войны возникла государственная служба социальной помощи населению, которая существует и по сей день в виде ведомств социального обеспечения, охраны здоровья и помощи молодежи.

Первые десятилетия доминирующим методом работы социальных ведомств как в США, России, так и в других странах, была главным образом индивидуальная помощь населению. Затем стали использовать социальную групповую терапию, несколько позже вошла в практику и социальная работа в общине.

Эти три формы социальной работы стали по существу классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.

После второй мировой войны развитие социальной работы и системы подготовки профессиональных кадров получило серьезный импульс и прошло несколько этапов.

Основным содержанием социальной работы впервые послевоенные годы в различных странах, было оказание материальной помощи населению, перенесшему тяжелейшие невзгоды в период войны.

В теоретической подготовке (двухлетней) в эти годы студентам показывались истоки бедственного положения людей в таких социальных сферах, как здравоохранение, защита молодежи и материальная помощь населению. Методические исследования в области работы социального ведомства страны, правда, были еще в это время не известны. Ничего не говорилось и в системе подготовки в специальных школах социальной работы о том, какими методами следует преодолевать бедственное состояние людей. Теория вообще была еще очень слабо связана с практикой и мало подкрепляла ее.

Практическая подготовка состояла главным образом из допрофессиональной, промежуточной и профессиональной практики, причем обучение социальной деятельности проводилось только на моделях.

В первой половине шестидесятых годов значительно дифференцировалась и расширилась подготовка профессиональных кадров социальной сферы.

Социальная сфера общества представляет собой устойчивую область человеческой деятельности по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной службы. В ней реализуются социальные и гражданские права человека. Ее функционирование определяется объективными закономерностями и основывается на определенных принципах социальной помощи и социального управления.

При подготовки кадров, несомненно, акцент должен делаться на структуру социальной работы. В научной литературе имеются различные подходы к определению структуры социальной службы. В одном случае расчленение социальной сферы производится в зависимости от содержания, в другом - по основным функциям, в третьем - по категориальному аппарату, характеризующему социальную службу.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Теоретические основы молодежной политики. Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы
Существующая в стране общественно-политическая ситуация оправдывает необходимость вернуть системе власти способность к эффективному воспроизводству и преемственному развитию надежных и прочных, соответствующих духу времени государственны ...

Демографические проблемы современной России
На протяжении всей истории существования России, власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До 1985 года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, одна ...

Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда
Устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест. Для этого следует обеспечить решение целого комплекса задач в различных областя ...