Службы социальной помощи в России
Страница 4

По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является всё более полное удовлетворение потребностей людей в услугах.

Социальная работа, существующая за рубежом не одно десятилетие, в реестре службы занятости России отнесена к профессиям лишь с 1991 г.

Российская система социального управления сегодня впервые сталкивается с теми аспектами развития указанной профессии, которые проявлялись в западных странах и подвергались там научной рефлексии на протяжении длительного времени. Поэтому зарубежный опыт изучения деятельности социальных служб, его социологические ресурсы оказываются полезными в исследовании процессов становления отечественной социальной работы.

Наличие или отсутствие в обществе такой профессии, как социальная работа, определяет то, под каким углом зрения воспринимаются индивидом и государством социальные проблемы, формируются ли ценности гражданского общества. Социальная работа играет роль посредника между индивидами, отдельными группами, частными и государственными организациями, и, как новая профессия и инновационная практика, связана с изменением жизненных форм, ценностей и профессиональных идентичностей.

В советскую пору некоторые функции социальной работы выполнялись организациями, находившимися в ведении четырех министерств - образования, здравоохранения, соцобеспечения и внутренних дел. Схожие функции брали на себя компартия, комсомол, профсоюзы, а также ряд общественных организаций (например, всесоюзное общество инвалидов). Вся эта система государственной и общественной поддержки была разобщенной и финансировалась по остаточному принципу, что существенно снижало ее эффективность.

Последнее десятилетие XX века ознаменовалось значительными изменениями в социальных отношениях, политике, экономике, культуре. Разлом нашего хозяйственного механизма вызвал резкое снижение качества бытия, ухудшение положения инвалидов и пожилых, многодетных семей, женщин и детей, обнажил прежние и привел в возникновению новых жизненных проблем.

В ответ на эти изменения были учреждены новые образовательные программы и профессии из разряда помогающих или заботящихся, поскольку их предназначение - практическая помощь, забота о человеке. Среди таких нововведений – социальная работа, утвержденная в стране одновременно как вузовская специальность и профессиональная деятельность.

Профессиональная подготовка социальных работников ныне ведется 120-ю российскими вузами, включая пять частных. Уровень образования достиг высоких стандартов благодаря интенсивному внутрироссийскому и международному обмену, научной инициативе преподавателей. Это способствует формированию квалифицированных кадров. Однако профессионализация социальной службы тормозится некими параллельными процессами, или дисфункциями ее внутреннего и внешнего контекстов.

Следовательно, можно сделать вывод, что в настоящее время выявлены тенденции и предпосылки развития подготовки работников социальной сферы в отечественной и мировой практике профессионального образования специалистов управления: возрастают ценности и востребованности дополнительного профессионального образования в модернизации управленческого корпуса социальной сферы, для более качественного функционирования социальной службы как по России в целом, так в частности по Астраханскому региону.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи: