Авторский проект изменения принципов и технологий работы с дезадаптированными детьми и подростками. Проблемы подросткового возраста
Страница 2
Материалы и статьи » Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками » Авторский проект изменения принципов и технологий работы с дезадаптированными детьми и подростками. Проблемы подросткового возраста

Для того, чтобы получить более полное представление об особенностях подросткового возраста автор предложил подросткам выполнить следующее задание:

"В 20 предложениях или словах ответить на вопрос "Кто Я?" Анализ полученных ответов, отражающих представление подростка о себе, т.е. образ "Я", позволил сделать следующие выводы.

Создание психологического автопортрета ребёнка 10-12 лет не вызывает затруднений. Ребёнок определяет себя через то место, которое занимает в семье, школе, через описание особенностей своего поведения и тех вещей, животных, которыми владеет. "Я ученица пятого класса. Умница. Учусь на "5" и "4". Я очень люблю животных, особенно своего кота Тома, он очень красивый. Я не знаю, но себе я очень нравлюсь. Дома люблю делать уборку, а в школе не люблю, а это очень плохо. Меня зовут Катя, но когда называют Катька, мне обидно. Люблю друзей. Люблю гулять. Люблю смотреть видики. У детей преобладает описание дружеских привязанностей, у некоторых стремление к анонимности. "Я обыкновенная девочка. Умная. Я могу помочь другому. Я знаю, что учусь в хорошем классе. Могу дружить со всеми. Я люблю своих близких друзей".

Подростки 13-14 лет основное внимание обращают на особенности своего поведения, на отношение со сверстниками, хотят рассказать о себе, в основном довольны собой. "Меня зовут Ваня. Я учусь в седьмом классе. Я неплохой, немного замкнут, вспыльчив. Я умею хранить тайны. Я незлопамятный, иногда обидчив. Люблю открытость, откровение".

Постепенно подросток из "открытого" становится "закрытым". Автопортрет несовершеннолетнего подростка в возрасте 15-16 лет похож на автопортрет пятиклассника потому, что состоит из внешних формальных характеристик. Пятиклассник считал эти сведения важными, а восьмиклассник использует их как защиту собственного внутреннего мира от посягательств извне. Это связано с кризисом тринадцати лет. Учащиеся оценивают свои способности, умения. "Я хорошо учусь, работоспособная. Трудно привыкаю к новым людям, обстоятельствам. Меня легко рассмешить. В некоторых случаях могу обидеться".

Автопортрет старшеклассника говорит о потребности разобраться в своих переживаниях, поделиться ими. "Мне кажется, что я добрый, честный, но со стороны меня недооценивают, а в чем, я не знаю. Люблю шахматы, спорт, но когда проигрываю, то мне становится не по себе. Люблю хорошие фильмы; С людьми необщительный".

Таким образом, из автопортретов детей в возрасте 10-16 лет (5-9 класс) видно, что отношение к себе претерпевает периодические изменения. Открытость, склонность к диалогу сменяется стремлением забыть свой внутренний мир. Это необходимо учитывать при работе с подростком. В подростковом возрасте самооценка неустойчива Она колеблется от высокого уровня до низкого. Такая подвижная и противоречивая самооценка естественна и необходима. Она отражает качественные изменения в структуре всей личности в критический период и позволяет осуществить переход на новый "взрослый" уровень развития личности.

В анкете для детей был вопрос: "Если бы ты мог выбирать, то в каком классе хотел бы сейчас учиться?" В каком возрасте - своем собственном, более раннем, взрослом - хотел бы быть подросток? В ходе обработки анкет выяснилось, что снижается число выборов своего возраста в 5-7 классах и увеличивается в 8-9 классах.

Из 15 учащихся 5 класса свой возраст выбрали 67%, из 11 учащихся 6 класса - 73%, из 13 учащихся 7 класса - 77%, из 12 подростков в возрасте 15-16 лет- 100%. Можно сделать вывод, что более трудный период для подростка совпадает с обучением в 5-7 классах (переход из начальной школы в среднюю, кризис 13 лет) и поэтому снижается принятие своего возраста. Менее беспокойная ситуация в 8-9 классах ведет к росту предпочтений собственного возраста. У детей возникает ощущение ценности настоящего. Предпочтение собственного возраста является показателем более высокой, личностной зрелости. Выбор подростком младшего возраста говорит о неблагополучии в формировании личности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Теория стратификации в западной социологии
Западная социология традиционно рассматривает социальную структуру общества с точки зрения теории стратификации (страты - пласты). Стратификация, по их мнению, такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имею ...

Заблуждение №1 «Скинхэды – это движение, связанное с фашизмом»
Как мы установили, рассмотрев историю возникновения и развития «скинхэд» субкультуры, «скинхэд-движение» не имеет ничего общего с неонацистскими движениями и неофашистскими организациями. Можно с уверенностью утверждать, что «скинхеды» с ...

Теоретико-методологические основы организации социальной работы с пожилыми людьми. Характеристика и особенности людей пожилого возраста
В современном мире растет доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. В экономически развитых странах доля лиц старше 60 лет составляет 12-22% общей численности на ...