Авторский проект изменения принципов и технологий работы с дезадаптированными детьми и подростками. Проблемы подросткового возраста
Страница 3
Материалы и статьи » Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками » Авторский проект изменения принципов и технологий работы с дезадаптированными детьми и подростками. Проблемы подросткового возраста

Основу социальной ситуации развития современного подростка составляет то обстоятельство, что он - школьник. Главное общественное требование к подростку: овладеть определенными знаниями, умениями, навыками. Что сегодня побуждает детей ходить в школу? Делать домашнее задание? Ответ на этот вопрос интересен потому, что он дает возможность многое понять в личности современного подростка.

Детям в анкете был задан вопрос: "Почему ты ходишь в школу?"

Пятиклассники - "Хочу быть грамотным, умным, культурным, иметь знания". Шестиклассники - "Иметь знания, быть грамотным, уметь жить, получить образование, обрести профессию, поступить в институт". Семиклассники - "Нужно учиться для выбора профессии, потому, что интересно, чтобы общаться с друзьями, учеба - дорога в будущее". Восьмиклассники - "Хочу получить образование, иметь знания, поступить в вуз, это мне надо для жизни". Девятиклассники - "В будущем пригодятся знания, которые получу в школе, чтобы устроиться на работу, я обязан, от этого зависит мое будущее, хочу иметь хорошую профессию, узнавать новое, общаться. Из этих ответов можно сделать вывод, что для современного подростка главной ценностью является он сам, стремящийся к самореализации, саморазвитию.

Что представляет интерес для подростка в школе? С помощью ответов на этот вопрос можно судить о развитии его личности. Для большинства учащихся 5-6 классов интересно узнавать новое, интересны школьные предметы, а старшеклассники интересным и важным считают общение с одноклассниками, педагогами, взаимопонимание. Впрочем, такие ответы неслучайны. Общение со сверстниками во многом определяет поведение, деятельность подростка. Для него важно не просто быть вместе со сверстниками, главное занимать удовлетворяющее его положение. В подростковый период необычайно обостряется проблема общения между взрослыми и сверстниками. Для подростка характерна разбросанность интересов. Для него вдруг становится безразличным все то, что волновало вчера, на смену приходят совершенно новые увлечения, потребности. В анкете было задание: "Оцени удовольствие, которое доставляют тебе телепередачи, чтение, учеба, музыка, спорт(По 5-ти бальной системе):- На "5" учебу оценили в 5 классе - 28%, в 6 классе - 28%, в 7 классе - 22%, в 8 классе - 0%, в 9 классе - 0%

Анализ ответов учащихся показал, что интерес к учебе с 5 по 9 класс постепенно снижается, учеба перестает доставлять удовольствие. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, которые постепенно приобретают известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка.

Таким образом, в старших классах интерес все больше перемещается с учебных предметов, с уроков в сферу внешкольной деятельности. Очень часто более активно формируются не познавательные интересы, а спортивные, художественные, технические. Это, конечно, отражается на школьных занятиях, интерес к ним снижается, успеваемость падает. Делая что-то дополнительно, ученики не всегда выполняют просьбы педагогов, так как они для них уже неинтересные. Представляется, что данные проведенного исследования помогут педагогам, воспитателям, специалистам по социальной работе при работе с подростками.

Когда речь заходит о взаимодействии с подростками 13-15 лет, как правило, взрослые люди тяжело вздыхают: "Так с ними трудно"!

Социальным работникам, педагогам и родителям бывает трудно находить общий язык с детьми-подростками, когда они не готовы правильно понять психологическую специфику "отрочества" как особого периода становления и развития личности человека.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи: