Социальное обеспечение представляет собой предусмотренную
законодательством систему материального обеспечения и обслуживания граждан в
старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности,
потери кормильца, а также семей, в которых есть дети[1].
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Нотариусы не являются
исключением, на них в полной мере распространяется законодательство о
государственном социальном обеспечении.
В современной теории права социального обеспечения нередко подчеркивается
возрастание роли социально-партнерских методов регулирования социально-обеспечительных
отношений. Локальные нормативные акты, коллективные соглашения и договоры
признаются источниками не только трудового права, но и права социального
обеспечения. Более того, в рамках индивидуально-договорного регулирования
стороны трудового договора своим соглашением включают в его содержание
дополнительные права работника в сфере социального обеспечения (оплата
лекарств, дополнительные пособия при рождении ребенка и др.). В формировании
социальной политики государства особая роль отводится социальным партнерам.
Облик права социального обеспечения характеризуется единством публичных и
частных начал правового регулирования. Последние особо ярко проявляются в
договорных режимах регулирования социального страхования и социального
обслуживания, расширении круга субъектов (обязательные государственные
социально-страховые фонды, работодатели, индивидуальные предприниматели,
частные медицинские учреждения и частные социальные службы и др.), а равно
получателей социальных выплат и услуг.
Следует упомянуть о существенном усложнении системы правового
регулирования социального обеспечения, а именно: специализации и обособлении
отдельных составляющих правовых режимов социального страхования, социальной
помощи и государственного социального обеспечения, что иллюстрируется принятыми
на рубеже веков рамочными законами. Более того, государство должно обеспечить
оптимальное, согласованное функционирование государственных и негосударственных
форм социального обеспечения. Последние должны быть в сфере правового регулирования
отрасли права социального обеспечения, с тем чтобы государство устанавливало
юридические гарантии защиты прав граждан в отношениях с негосударственными
структурами, действующими в сфере социального обеспечения.
Похожие статьи:
Типы стратификационных систем
Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой.
В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем:
- р ...
Цели и основные результаты федеральной программы «Электронная Россия »,
которые должны быть реализованы к 2010 году.
Ниже сделана попытка сопоставить цели и задачи, которые предполагается
осуществить в рамках ФЦП «Электронная Россия » к 2010 году, с приведенным выше прогнозом, а также с программами информатизации нескольких стран Европы, включая и прог ...
Повышение устойчивости демографического развития и миграционная политика
Демографические процессы лежат в основе многих долгосрочных тенденций, определяющих социально-экономическое развитие и национальную безопасность страны.
В связи с этим сложившаяся многолетняя тенденция к сокращению численности населения ...
|