Культура: сущность, основные черты, функции
Страница 1
Материалы и статьи » Общество и социальные процессы » Культура: сущность, основные черты, функции

Слово культура происходит от латинского слова colere — культивировать или обрабатывать землю. В средние века этим термином стали обозначать селекцию зерновых культур, отсюда и agriculture — искусство земледелия. Но в XVIII и XIX столетиях этот термин стал также применяться для обозначения совершенствования человеческих качеств, так что если человек отличался утонченностью и начитанностью, его или ее считали "культурным". В этот период термин относился главным образом к аристократам, чтобы выделить их из "некультурной" массы незнатных людей. Немецкое слово Kultur также означало достижение высокого уровня цивилизованности. Фактически слово культура до сих пор ассоциируется с оперным театром, изящной словесностью и хорошим воспитанием (Вагнер, 1977).

Дефиниции культуры, выработанные социальными науками, устранили аристократический оттенок термина. Американские антропологи А.Кребер и К.Клакхон выделяют шесть основных типов определений культуры.

Описательные определения.

В них делается упор на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Пример: Э.Тайлор – « культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Исторические определения.

В них делается упор на процессы социального наследования, традицию. Примером здесь может послужить определение, данное лингвистом Э.Сепиром: культура – это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостаток таких определений – упускается из виду активность человека в развитии и изменении культуры.

Нормативные определения.

Их делят на две группы. Первая из них – определения, ориентирующиеся на идею образа жизни (К.Уислер: «…образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя»). Вторая группа – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Так, социолог У.Томас считает, что «культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».

Психологические определения

акцентируют внимание на одном из трех элементов:

1) либо на процессе адаптации к среде («Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…» -У.Самнер и А.Келлер);

2) либо на процессе научения («Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» - Р.Бенедикт).

3) либо на формировании привычек («Культура – это формы привычного поведения, общего для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» - К.Янг).

Структурные определения

, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Пример: Р.Линтон – «а) … культуры – это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) культура – это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».

Генетические определения

представляют культуру с позиций ее происхождения. Эти определения, в свою очередь, разделяются на четыре группы:

1) в которых культура рассматривается как продукт или артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (П.Сорокин);

2) в которых упор делается на идеях: «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления»(Г.Беккер).

3) в которых подчеркивается роль символов: «Культура – это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией» (Л.Уайт);

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Миграция русских из центральной Азии
Новый закон о гражданстве, принятый Государственной Думой России, может ухудшить положение русских, живущих за границами страны. Так считают лидеры русскоязычных общин во многих республиках бывшего Советского Союза. Главный поставщик мигр ...

Принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса
Карл Маркс (1818-1883) родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к ...

Состав интеллектуальной элиты.
Сегодня мы обсуждаем тему «Современная российская интеллектуальная элита». На самом деле, колоссальную роль в жизни общества, в том числе и в демократических странах, играет элита, прежде всего – интеллектуальная. Именно она генерирует в ...