Культура: сущность, основные черты, функции
Страница 1
Материалы и статьи » Общество и социальные процессы » Культура: сущность, основные черты, функции

Слово культура происходит от латинского слова colere — культивировать или обрабатывать землю. В средние века этим термином стали обозначать селекцию зерновых культур, отсюда и agriculture — искусство земледелия. Но в XVIII и XIX столетиях этот термин стал также применяться для обозначения совершенствования человеческих качеств, так что если человек отличался утонченностью и начитанностью, его или ее считали "культурным". В этот период термин относился главным образом к аристократам, чтобы выделить их из "некультурной" массы незнатных людей. Немецкое слово Kultur также означало достижение высокого уровня цивилизованности. Фактически слово культура до сих пор ассоциируется с оперным театром, изящной словесностью и хорошим воспитанием (Вагнер, 1977).

Дефиниции культуры, выработанные социальными науками, устранили аристократический оттенок термина. Американские антропологи А.Кребер и К.Клакхон выделяют шесть основных типов определений культуры.

Описательные определения.

В них делается упор на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Пример: Э.Тайлор – « культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Исторические определения.

В них делается упор на процессы социального наследования, традицию. Примером здесь может послужить определение, данное лингвистом Э.Сепиром: культура – это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостаток таких определений – упускается из виду активность человека в развитии и изменении культуры.

Нормативные определения.

Их делят на две группы. Первая из них – определения, ориентирующиеся на идею образа жизни (К.Уислер: «…образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя»). Вторая группа – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Так, социолог У.Томас считает, что «культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».

Психологические определения

акцентируют внимание на одном из трех элементов:

1) либо на процессе адаптации к среде («Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…» -У.Самнер и А.Келлер);

2) либо на процессе научения («Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» - Р.Бенедикт).

3) либо на формировании привычек («Культура – это формы привычного поведения, общего для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» - К.Янг).

Структурные определения

, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Пример: Р.Линтон – «а) … культуры – это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) культура – это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».

Генетические определения

представляют культуру с позиций ее происхождения. Эти определения, в свою очередь, разделяются на четыре группы:

1) в которых культура рассматривается как продукт или артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (П.Сорокин);

2) в которых упор делается на идеях: «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления»(Г.Беккер).

3) в которых подчеркивается роль символов: «Культура – это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией» (Л.Уайт);

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Мораль и политика в учениях Конфуция
Конфу́ций-древний мыслитель и философ Китая.Родился около 28 сентября 551 г.до н.э., умер в 479 г.до н.э Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианст ...

Развитие социальных отношений в настоящее время. Социальная сфера в настоящее время
Сегодня отчетливо видны проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному социальному росту – это низкая эффективность государственного управления. Одним из наиболее серьезных препятствий социальному росту в России в настоящее время яв ...

Современная демографическая ситуация. Кризис семьи
Демографическая ситуация – самая острая проблема современной России. Неслучайно этой проблеме уделил значительное внимание в своём Послании Федеральному собранию Президент России Владимир Владимирович Путин. «В среднем число жителей нашей ...