История социологии в Западной Европе и в США.
Страница 2
Материалы и статьи » Социология в системе гуманитарных наук » История социологии в Западной Европе и в США.

Крупным мыслителем и основоположником понимающей социологии является Макс Вебер (1864-1920). Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального сознания и подчёркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определённым образом и которое ориентировано на поведение другого индивида. Социология М. Вебера подробно изложена в Истории социологии в Западной Европе и США [31; С. 183-234], в сжатом виде – в учебнике «Социология для технических вузов» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 73-86) и учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 43-49).

Итальянский социолог-позитивист и экономист Вильфредо Парето (1848-1923) известен как один из основоположников функционализма. По своим методологическим позициям он был продолжателем контовской позитивистской линии в социологии, активно выступал против умозрительных, априорных, метафизических подходов к обществу, за приоритет эмпирически обоснованного социологического знания, базирующегося на наблюдении и эксперименте, на описании фактов и формулировании законов, выражающих функциональную связь между ними. Со взглядами В. Парето на общество и подходы к его изучению можно ознакомиться в Истории социологии в Западной Европе и США [31; С. 234-253] и учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 77-78).

Фердинанд Тённис (1855-1936) считается основоположником формальной социологии. В своём известном труде «Общность и общество» он указывал на различие между этими двумя формами социальной связи. Кроме Истории социологии в Западной Европе и США [31; С. 103-117] краткая информация по этому вопросу содержится в учебнике Д.Ж. Марковича (Общая социология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 148-149).

Другой немецкий социолог, Георг Зиммель (1858-1918), также считается одним из основоположников формальной социологии. В своём труде «Социология» он писал, что социология должна изучать формы общественной жизни, а содержание этих форм должны изучать специальные общественные науки. Эти идеи изложены в Истории социологии в Западной Европе и США [31; С. 118-139] и учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 78-79).

Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) в связи с их интересом к практике революционной борьбы рабочего класса. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности. Это, в частности, философское, социологическое, экономическое и другие учения. Все эти теории взаимосвязаны и представляют собой единое целое, единое мировоззрение, которое с марксистской точки зрения является выражением социальных потребностей рабочего класса.

Своё понимание сущности человека и общества К. Маркс и Ф. Энгельс называли историческим материализмом, чтобы подчеркнуть две основные его характеристики: историчность и материалистичность. Назвав своё понимание сущности человека и общества историческим, они стремились показать его отличие от современных им статических и метафизических взглядов на общество и его историю. Назвав его материалистическим, они подчёркивали его отличие от идеалистической точки зрения на общество, подвергнув её резкой критике. Основные социологические представления классиков марксизма и их продолжение в неомарксистских теориях изложены в Истории социологии в Западной Европе и

Становление и развитие социологии в США.

Известный вклад в развитие социологии внесли американские учёные. В США вокруг ведущих университетов – Колумбийского, Чикагского, Гарвардского, Мичиганского – в конце XIX – начале XX века сформировались крупные научные школы. Десятки тысяч проведённых в первой половине XX века эмпирических исследований заложили прочный фундамент научной социологии. Если европейцы под научной социологией понимали, прежде всего, теоретическую науку, опирающуюся на мощные традиции классической философии, то американцы сводили научную социологию в первую очередь к эмпирической, созданной по образцу классического естествознания. Обзорно особенностей американской социологии и её современного состояния касаются А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – С. 39-41), Д.Ж. Маркович (Общая социология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 156-163), авторы учебника под ред. Г.В. Осипова (Социология Основы общей теории. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С.16-19).

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Применение социологических исследований в сфере социальной работы. Использование результатов социологического исследования в социальной работе
Всесторонняя и квалифицированная интерпретация результатов социологического исследования открывается для широкого применения в практике социальной работы. И происходит это благодаря тому, что уже в процессе объяснения социологических данн ...

Определение понятия семьи
Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью. Современная семья выполняет ряд функций, главными из которых являются: ...

Сущность и содержание понятия «гуманизм». Гуманизм как основа социальной работы
Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в эпоху Возрождения. В основе гуманизма лежит гуманность, понимаемая как человеч ...