Пенсионная реформа
Страница 1

Действовавшая прежде пенсионная система основывалась на собирательно-распределительном принципе, то есть взносы, перечисляемые в Пенсионный фонд, сразу же направлялись на оплату текущих пенсий. Для обеспечения минимальных выплат одному пенсионеру требовались взносы не менее чем двух работающих. Однако демографическая ситуация в России такова, что сегодня на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного возраста (см. Приложение 2 [12]), а к 2020 году, по оценкам экспертов, на одного работающего будет приходиться один пенсионер. В марте 2008 Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ опубликовало прогноз, согласно которому население России к 2030г. может сократиться до 133 млн человек. В документе отмечается, что при сохранении сложившихся негативных тенденций к 2020г. численность населения может снизиться до 138 млн человек со 141,9 млн человек в 2009г. При этом наиболее интенсивно будет происходить уменьшение численности населения трудоспособного возраста (с 89,8 млн человек до 77,5 млн человек).[17]

В свою очередь Всемирный банк в ноябре 2007г. сообщил, что население России к 2025г. может сократиться на 12%. Согласно прогнозу Всемирного банка, к 2025г. каждый пятый россиянин будет старше 65 лет. Эти демографические тенденции окажут отрицательное воздействие на предложение рабочей силы: в ближайшие 20 лет численность работоспособного населения России сократится на 3% (около 11 млн человек).

Соответственно, по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат. Кроме того, в прежней пенсионной системе размер пенсии зависел только от стажа работы и от размера заработка за два последних года трудовой деятельности, соответственно, вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.

В соответствии с мировой практикой существует два пути обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях старения населения.

Первый – увеличение налогов. Однако такой путь может привести к сокращению экономической активности населения и негативно повлиять на экономический рост страны.

Второй – переход к накопительной пенсионной системе, в которой пенсионные взносы граждан накапливаются на индивидуальных счетах и инвестируются на финансовых рынках для получения дохода. Доход от инвестирования также ежегодно зачисляется на индивидуальный счет гражданина. По достижении пенсионного возраста из общей суммы средств, накопленной на индивидуальном счете, осуществляются пенсионные выплаты. Такой путь позволяет увеличить выплаты пропорционально полученным доходам от инвестирования, а также обеспечить соответствие между совокупным заработком, полученным гражданином за все годы трудовой деятельности, и размером пенсионных выплат.[10]

Деление страховых взносов

С учетом экономической и демографической ситуации с 2002 года в Российской Федерации осуществлен переход к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. В основу новой пенсионной системы положен принцип обязательного пенсионного страхования. Все официально работающие граждане становятся застрахованными лицами. На финансирование пенсионных страховых взносов работодатель обязан уплачивать до 20 % от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной.

Начиная с 2005 года действует следующая схема распределения взносов:

· для граждан 1967 года рождения и моложе

До 2008 года:

Базовая часть – 6%

Страховая часть – 10%

Накопительная часть – 4%

После 2008 года:

Базовая часть – 6%

Страховая часть – 8%

Накопительная часть – 6%

· для граждан 1966 года рождения и старше

Базовая часть – 6%

Страховая часть – 14%

Базовая часть

Предназначена для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Базовая часть имеет определенный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех не зависящий от получаемого в прошлом заработка. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.

Страховая часть

Страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем полученных прав регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и базовая часть трудовой пенсии. Застрахованные граждане ежегодно информируются о размере страховой части пенсии.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Иммиграция из Средней Азии: общие вопросы и решения для России и Казахстана
События во Франции в конце прошлого года привлекли особое внимание общественности к вопросам иммиграции, межнациональных и межконфессиональных отношений и толерантности. Реакция российских общественных кругов на эти события была далеко не ...

Приложения
Приложение 1 Индекс качества жизни в субъектах Субъекты Индекс качества жизни Место Субъекты Индекс качества жизни Место Российская Федерация 0,70   Рязанская область 0,65 45 Москва 0,87 ...

Определение права на льготы ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий. Условия назначения льгот ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий
Для назначения ветерану труда льгот, ему необходимо получить удостоверение. Согласно Указу Президента от 7 мая 1995 года «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» присвоение званияпроизводится органами исполнител ...