Система образования
Страница 1

Основными компонентами системы образования Российской Федерации является дошкольное, общее школьное, профессиональное и высшее образование. Каждая из указанных составляющих претерпела за годы реформ существенные негативные изменения. Некогда одна из лучших систем образования в мире заметно деградировала.

Так, в последнее десятилетие происходит резкое расслоение школ и учащихся по качеству и уровню знаний. Ученики только 4% школ показывают высокие результаты. Хотя приемлемым считается, когда доля таких школ составляет от 20 до 30%.

Опрос фонда «Общественное мнение», в котором участвовали 1500 россиян, показал, что сумма, которую родители считают достаточной, чтобы собрать все необходимое для ребенка к учебному году, в среднем по стране составляет 3879 рублей. Еще более высокую цифру называют жители самых крупных городов - по их мнению, полный школьный набор обходится родителям ученика в 4676 рублей. Эти цифры говорят сами за себя.

Дети из менее обеспеченных семей имеют гораздо меньше шансов продолжить профессиональное образование «за пределами» обязательного. В вузы поступают лишь 15% детей из бедных семей и почти 80% - из более обеспеченных.

Вместе с тем Правительство с каждым годом выделяет на образование все меньше средств. Так, расходы по разделу «Образование» запланированы в 2006 году с уменьшением на 8,6%. Доля расходов на образование в общих расходах федерального бюджета составит в 2006 году 5,1% (в 2005 году - 5,9%). Снижение показателей объясняется прежде всего передачей финансирования большей части образовательных учреждений начального и среднего профобразования в объеме 24,8 млрд. рублей в субъекты Российской Федерации.

В 2006 году на науку и образование предполагается выделить 86% от общего объема средств, выделенных на эти цели в 2005 году.

Сметное финансирование составит для науки высшей школы порядка 500 - 600 млн. рублей на всю высшую школу. Такая сумма даже для науки одного МГУ им. М.В. Ломоносова считается небольшой.

В последние десять лет произошла девальвация уровня высшего образования в России, где сейчас 1200 вузов, а с филиалами - в 4 - 5 раз больше, чем в СССР, а качество преподавания в них часто значительно ниже, чем в советских вузах.

Из Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» изымается положение о том, что средние оклады для учителей должны быть не ниже средней зарплаты по промышленности, а для профессорско-преподавательского состава - в 2 раза выше.

В начале 2005 года средняя зарплата работников образования составляла 60% от уровня в промышленности, а к концу 2005 - уже 45%!

Следует вспомнить, что в сложнейшем предвоенном 1940 году этот показатель составлял 97%.

Отныне образовательные учреждения страны поделены на три типа финансирования: государственный, региональный и муниципальный, при этом минимум зарплаты гарантируется лишь работникам федерального подчинения. Остальные будут финансироваться исходя из возможностей местных бюджетов, дефицит которых на обеспечение федеральных норм оплаты труда восполняться не будет.

Новая редакция статьи 50 Закона «Об образовании» исключает для обучающихся и воспитанников государственных и муниципальных образовательных учреждений нормативы стипендий, льготное и бесплатное питание и проезд на транспорте. Права на бесплатный проезд лишаются и иногородние студенты-очники.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работника
"Палитра общения весьма богата разнообразием видов, форм, используемых средств. И это понятно: в социально-психологическом смысле саму суть человеческой жизни можно определить как общение, ибо все пространство жизнедеятельности челов ...

Кратология – наука о власти
Рассмотрев сжатый обзорный материал, посвященный теме власти в разные эпохи у разных авторов, перейдем к описанию феномена власти видении соотечественников. Достаточно полно в этом поможет монография академика Российской Академии естестве ...

Борьба с неофашизмом. Основные методы борьбы с неофашизмом
Прежде всего, давайте попытаемся понять, о чем идет речь, когда политик, юрист, художник или обыватель произносит слово «неофашизм». Есть теоретическое представление о фашизме как об идеологии. Есть представление о фашизме как о политиче ...