Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование)
Страница 1
Материалы и статьи » Ценности и их роль в жизни человека » Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование)

В.П. Тугаринов писал, что в литературе, посвященной классификации ценностей, существует их деление на ценности жизни и культуры. Различие между жизнью и культурой очевидно. Жизнь человеку дана природой, культура же создается людьми. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме, в чем состоит действительное счастье человека и т.д.

На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.

Очень важен для социологического исследования ценностного мира современной молодежи и исторический подход, анализ жизненных планов и установок, которыми руководствовались предшествующие поколения.

В каком отношении находятся эти ценности сегодня? Какие ценности разрушаются, а какие остаются? Как происходят и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего живут сегодня молодые люди в России?

Ответам на эти и другие вопросы посвящен наш исследовательский проект «Динамика ценностных ориентаций молодежи Росси ХХ века». Предметная сфера исследований была ограничена в первую очередь так называемыми фундаментальными ценностями, их отношением ко всем сферам человеческой жизнедеятельности, которые в условиях «ломки ценностей», их переоценки остаются все же наиболее стабильными.

При этом основная часть изменений относилась к сферам семьи, образования и культуры, где эти фундаментальные ценности человеческого сознания присутствуют в наибольшей степени и являются, на наш взгляд, наиболее стабильными в условиях происходящих изменений.

Исследование ставит задачу, предполагая выявить:

· состав наиболее распространенных в сознании молодежи фундаментальных ценностей;

· иерархию этих ценностей (их положение на шкале более или менее значимых) в массовом сознании;

· структурные характеристики (природу, качество, отнесенность к различным типам) этих ценностей;

· динамические характеристики (способность к изменениям) ценностного мира будущих специалистов.

По завершении обработки полевой информации на ЭВМ в исследовании предполагалось получить:

· во-первых, линейное распределение всех ответов на вопросы анкет по массивам опрошенных в целом, а также по отдельным группам и регионам;

· во-вторых, состав и иерархию наиболее распространенных в сознании молодежи фундаментальных ценностей;

· в-третьих, выявить роль семьи в общей структуре ценностных ориентаций молодежи, ее терминальную и инструментальную ценность, особенности брачно-семейных установок и ценностей, характерных для молодежи, выделенных по полу, возрасту, и образованию;

· в-четвертых, выявить роль образования в формировании ценностей респондентов;

· в-пятых, замерить динамические характеристики ценностного мира молодежи разных десятилетий.

Социологические исследования проблем молодежи в современной России опираются на громадный исторический опыт, накопленный в 60-70-е годы.

В социологических исследованиях недопустим разрыв между теорией и эмпирией, необходим учет целого комплекса обстоятельств, особенностей ценностных ориентаций и образа жизни молодежи.

Авторы на протяжении нескольких десятилетий анализируют социологическую, психологическую, экономическую и педагогическую литературу, материалы исследований проблем формирования идеалов, жизненных планов и ценностных установок молодежи, проведенных с начала ХХ в. до наших дней, проводят выборочные массовые опросы. Участники проекта стараются представить достоверную картину ценностей жизни и культуры современной жизни молодежи, вскрыть истоки экстремизма, привлечь внимание к необходимости вдумчивого решения социальных проблем молодежи, показать, что на долю молодого поколения выпала основная тяжесть краха несбывшихся надежд предыдущих поколений. Именно молодым предстоит жить и работать в XXI в. и исправлять ошибки старших поколений.

Авторами были разработаны и проверены сравнительные программы и методики изучения ценностных ориентаций молодежи, проведены в период с 1963 по 1999 гг. сравнительные исследования ценностного мира молодых поколений. Авторы уделяют особое внимание изучению объективного состояния ценностного мира молодого поколения, исторической преемственности поколений, идеалов, интересов и жизненных планов.

В исследовании проблем молодежи ученые порой шли от «должного» и «сверху заданного». В результате объектом исследования становились не реальные молодые люди с их плюсами и минусами, а «абстрактное молодое поколение». В то же время исследования социологов предыдущих лет, сотни диспутов шестидесятых-восьмидесятых годов, проведенные с участием автора, представляют большой интерес для анализа изменений в структуре и ценностных ориентациях молодежи.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Современная демографическая политика государства
Современная ситуация в России обострила положение семьи. У миллионов семей резко ухудшились условия реализации социальных функций – репродуктивной, воспитательной, экономической. Среди проблем российской семьи выделяются падение рождаемос ...

Группы: их классификация, общие признаки
Классификация групп: По численности: Большие (класс, нация); Малые (семья); По непосредственности взаимосвязи: Условные; Реальные; Малые; Большие; Официальные; Не официальные; Устойчивые; Ситуативные; Организованные; Стихийн ...

Проблема мотивации волонтерства в психологии и социологии. Определение содержания понятия "мотивация"
В данном параграфе необходимо определиться с основным понятием исследования – мотивация, а для этого рассмотреть различные теории и концепции, касающиеся данного термина. Понятие мотивации рассматривалось в работах российских психологов ...