Функции использования результатов социологических исследований в социальной работе
Страница 1
Материалы и статьи » Специфика организации социологического исследования в области социальной защиты населения » Функции использования результатов социологических исследований в социальной работе

Социологическое исследование анализа социальной работы.

Использование результатов социологических исследований для анализа социальных служб получило за последние годы широкое распространение. Это связано с социальными проблемами населения, требующими безотлагательного решения, совершенствования системы его информационного обеспечения, что помогает полнее овладеть обстановкой, принимать оптимальные решения, предвидеть их последствия, проводить всестороннее взвешенную, отражающую действительное положение дел социальную политику.

Социологические данные, как показывает практика, не просто констатирует состояние деятельность социальных служб. Они побуждают к размышлениям, дают возможность сравнивать работу по регионам, сопоставлять накопительный опыт, своевременно видеть новые, наиболее существенные тенденции в развитии тех или иных общественных явлений и на этой основе планомерно влиять на их развитие, последовательно добиваться намеченной цели.

Накопленный социальными службами опыт использования результатов социологических исследований в анализе практической работы позволяет выделить два уровня такого анализа. Первый уровень связан с оценкой состояния социальной работы (в целом или ее отдельных направлений и участков), второй – с оценкой степени ее эффективности.

Оценка состояния социальных служб и социальной работы в целом, функционирования различных ее форм и методов дает их обобщенную количественно - качественную картину. По существу, на таком уровне социологического анализа можно получить возможность видеть реальное состояние дел, достигнутые на данный момент результаты в проводимой работе, свойственные ей плюсы и минусы, полнее и глубже уяснить, что нужно сделать в первую очередь для того, чтобы ликвидировать имеющиеся недостатки. Другими словами, анализ состояние социальной работы с помощью методов социологического исследования позволяет объективнее оценить сложившуюся в ней ситуацию и, опираясь главным образом на научно обоснованные социологические данные, выделить основные и второстепенные факторы, определяющие характер данной ситуации.

Тем самым использование аналитического потенциала результатов социологических исследований помогает социальным службам преодолевать стихийность и формализм в своей деятельности, ориентироваться в работе на надежный критерий количественно-качественной оценки ее реального состояния.

Что же касается использования результатов социологических исследований для оценки эффективности социальной работы, то это дело более сложно. Данная сложность обусловлена содержанием самого понятия «эффективности», которое в наиболее общем виде определяется как отношение полученных результатов к ранее выдвигавшимся целям, то есть фиксирует степень соответствия достигнутого тому, что предполагалось достичь.

Определить эффективность социальной работы при помощи социологической информации можно лишь в том случае, если последняя всесторонне и объективно отражает результат проведенной работы и правильно соотнесена и ее целью, а также с тем, что было достигнуто ранее. Другими словами, речь идет о необходимости осуществления в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляется последняя социологическая информация с информацией предыдущей. Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности.

Для получения более полной и точной оценки эффективности не только осуществляется анализ полученных результатов, соотносят их с ранее имевшимися данными, но и изучают сам процесс, который привел к ним.

Социологическое исследование планирования в социальной работе.

Значимость этой функции использования социологических данных вытекает из активного стремления социальных служб заложить научные основания под разработку и составление проектов социальной работы. Научный подход к планированию социальной сферы берет в расчет научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества. Ни один план не будет полным и всесторонним без предварительного проведенных научных исследований, которые необходимо предусматривать как в текущем, так и в перспективном планировании. Особое место среди них занимают социологические исследования, так как только с помощью их можно оценить состояние и тенденции развития жизни людей.

Учет результатов социологических исследований в процессе планирования позволяет теснее увязывать содержание планируемых мероприятий с решением конкретных социально-экономических проблем; учитывать реальный уровень жизни населения; направленность их запрос и потребностей; осуществлять рациональный выбор тех средств и форм социальной работы, которые позволят выполнить намеченные задачи. Одним словом, использование социологической информации при составлении планов в социальных службах дает возможность полнее и глубже отразить в них наиболее существенные тенденции и процессы в жизни города, региона, что способствует обеспечению ее последовательного развития и преемственности.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Кому это выгодно?
Вопрос римского права: «ищи кому выгодно» в этом случае более чем уместен. Очевидно, и в России, и за ее рубежами существуют мощные политические силы, которые заинтересованы в раздувании мифа о зловредном русском национализме, да и в созд ...

Развитие беспроводных технологий для ускорения уплаты таможенных пошлин.
Таможенные власти в Канаде, США и Мексике используют современные телекоммуникационные средства обслуживания в шести участках по своим общим границам. В Северной Америке в рамках опытной системы автоматизации на большегрузных автомобилях, ...

Социально – психологический портрет современного подростка. Подростковый возраст, как наиболее сложный этап в развитии ребенка
Подростковый возраст- период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период, подросток проходит великий путь в своем развитии; через внутре ...