Гуманизация образования и ее роль в подготовке социальных работников
Страница 1
Материалы и статьи » Гуманистический подход в социальной работе - теоретико-методологический аспект » Гуманизация образования и ее роль в подготовке социальных работников

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизацию образования можно интерпретировать как реорганизацию системы образования и воспитания, с тем, чтобы главное место в ней занимали развитие гуманитарного мышления, гуманитарная подготовка молодых людей.

Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» –установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования:

1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

2. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную – ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

3. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», то есть на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Двенадцать основных правил поведения в конфликте
1. Дайте возможность партнеру выразить негативные эмоции, т.е. "выпустить пар". 2. Попросите партнера обосновать свои претензии. 3. Пытайтесь снизить агрессивный настрой партнера, используя различные приемы, например, попросит ...

сущность организационно-распорядительных методов социальной работы
Методы — это совокупность приемов, операций и кратчайший путь достижения поставленной цели. В социальной работе — это способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи (научно-исследовательской или практической). Для лучшего ...

Главные ошибки марксизма и пути их преодоления
Отсутствие теории отнимает право существования у революционного направления и неизбежно обрекает его, рано или поздно, на политический крах. В.И.Ленин (9) Одним из главных источников теоретических и практических ошибок марксизма я ...